logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
правополушарное рисование

Лево- и правополушарное рисование

Рисование в последние два-три года стало очень модным трендом. Курсы рисования, студии живописи для взрослых,  тренинги “правополушарное рисование” появляются во многих городах.

Но те, кто только собирается попробовать это увлекательное занятие, порой теряются перед выбором необходимого курса или школы.

Сегодня я хочу сделать обзор некоторых методик лево- и правополушарного рисования и разобраться, какая из них лучше.

По ходу рассуждения будут затронуты вопросы:

  • что включают понятия лево- и правополушарные процессы работы мозга;
  •  различия в методиках обучения рисованию;
  •  многочисленные школы правополушарного рисования: следование методикам Бетти Эдвардс или выгодный коммерческий проект?
  •  какой подход в обучении использую я.

Но для начала стоит уточнить, что понимается под этими терминами.

Что означают лево- и правополушарные процессы работы мозга?

На самом деле, вряд ли полушария нашего мозга когда-либо “спят”, чаще всего в той или иной степени они задействуются оба. Но для простоты понимания процесс называют именем полушария, которое значительно больше работает при выполнении той или иной задачи.

лево- и правополушарное рисование

Лево- и правополушарные процессы работы мозга

Левое полушарие отвечает за:

  • логику
  • схемы, инструкции
  • правила, закономерности
  • пошаговость
  • объяснения

Правое полушариe отвечает за:

  • интуицию
  • спонтанность
  • эмоциональность
  • цельность
  • повторение

Левополушарное обучение основано на объяснении, правополушарное построено на повторении, передаче вне слов или на уровне, когда человек сам дорастает за счет повторений до другого уровня.

Как это выглядит в рисовании?

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.гипсовая голова

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных —  знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря  американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера.  При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Бетти Эдвардс, открой в себе художника

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко  это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Куда пойти учиться?

Сейчас взрослые люди начинают вовлекаться в рисование и ищут пути, как научиться делать это красиво и правильно. Тут их ждут самые разные варианты со своими «плюсами» и «подводными камнями».

  • Пойти в стандартную художественную школу старого толка, где можно получить классическое академическое образование с хорошей базой теоретических и практических знаний.

Тут  следует учесть, что обучение длиться довольно долго, порой скучно,  и никто не  обещает быстрых результатов. Многие ученики и студенты разочаровываются и вообще теряют охоту к рисованию.

художественные школы

  • Другие курсы или школы. Здесь важно не ошибиться с выбором, потому что те основы, которые будут заложены, в дальнейшем скажутся на результате. Если изначально давались неверные убеждения, будет сложно потом от них отказаться.

Сейчас школы правополушарного рисования расплодились в большом количестве. Некоторые обещают научить рисовать любого чуть ли не за час.

Я против многих из них. Сейчас объясню почему.

Но прежде, чем осветить свою позицию,  хочу рассказать, как я пришла к рисованию и пониманию, как надо учить взрослых людей рисовать, и что я не понаслышке знаю о школах правополушарного рисования.


Читать в контексте:


Почему я имею право говорить о рисовании. Выдержки из биографии

Я художник-педагог с многолетним стажем. Рисовать училась с детства: 5 лет— в  художественной школе, 5 лет — в художественном училище и 5 лет — в институте. Всего 15 лет специального образования. После окончания института я преподавала в художественной школе в течение 11 лет.  Учила детей, а позже — и взрослых на вечерних курсах.

На работе у меня были  прекрасные коллеги, и сама школа была замечательная. Принцип преподавания там не сводился к неукоснительному следованию какой-то догме.

Мы всегда находились в поиске новых программ и интересных упражнений, которые делали процесс обучения более «живым» и увлекательным. Конечно, это все было не в ущерб общепринятым стандартам.

обучение рисованию Марины Трушниковой

Наши ученики «на выходе» были вполне готовы для дальнейшего специализированного обучения.

Благодаря моим коллегам и опыту работы в художественной школе у меня развилась страсть к методикам. Я и сейчас люблю подыскивать интересные подходы в рисовании  и включать их в свои программы.

Я добиваюсь, чтобы процесс обучения не был скучным, и, в тоже время, давал максимально быстрые результаты и значительный профессиональный рост.

Итак, я проработала 11 лет в художественной школе, а потом мне захотелось перемен, и я ушла с «насиженного» и хорошего места в надежде, что течение жизни меня понесет дальше. В это время мне предложили провести в столице тренинг по рисованию для взрослых (а жила я тогда в Комсомольске-на-Амуре).

Я подготовила двухдневный интенсив по 8 часов, включающий максимальное количество во информации и способный в сжатые сроки научить рисованию «с нуля» и дать базу во всех отраслях. Мы проходили рисунок, живопись, умение сочинять картину (работа с творческим воображением), декоративную графику, цветоведение и работу по избавлению от  страхов, которые препятствуют рисованию.

Основой тренинга стала основа техника правополушарного рисования Бетти Эдвардс. Я познакомилась с книгами американской художницы и преподавателя,  еще когда работала в художественной школе. Они меня сильно впечатлили. Я сократила методику и адаптировала ее к предстоящему курсу. Мы учились рисовать сразу с натуры, и после 3 часов практики курсанты изображали друг друга и получали замечательные результаты.Марина Трушникова, обучение

С тех пор я регулярно проводила курсы и тренинги. В обучении старалась, прежде всего, заложить правильные основы, чтобы мои ученики могли ими эффективно пользоваться и в дальнейшем.

Это как научить кататься на велосипеде. Я давала людям инструменты: как работать с цветом, линией, как использовать ключи рисования с натуры и раскрывала основы творческого мышления.

Не обошлось и без казусов. Однажды с моего тренинга ушла курсантка, мама моей ученицы, объяснив, что ей скучно и непонятно. Проанализировав эту странную для меня ситуацию, я поняла, что женщина не смогла справиться со своими внутренними комплексами.

Позже на занятиях  я стала делать больший акцент на избавление от страхов, и таких проблем больше не возникало. Но забыть тот случай  я не могла, и при возможности решила выяснить, что я не понимаю в психологических проблемах, которые возникают у взрослых людей, начинающих рисовать.

Мое знакомство со школой правополушарного рисования

Я записалась на тренинг правополушарного рисования для педагогов, который вела психолог из Прибалтики.

На тренинге я с удивлением обнаружила, что, хотя курс шел под вывеской правополушарного рисования,  методика Бетти Эдвардс не давалась вовсе.

Задача состояла в следующем: нужно было белилами (гуашь) закрасить лист, а затем, пока не высохло, вбить цвет и получить абстрактную картину. Потом надо было нарисовать вслед за тренером деревья с листвой (получаемой «тыканием» жесткой шетинной кистью с краской), силуэты домов, луну и т.д., все это с применением минимума цветов.

У многих учеников было приподнятое настроение, их будоражил сам факт, что им дали в руки краски и разрешили рисовать.

школы правополушарного рисования

Я досидела до конца и все ждала, когда же будет про правополушарное рисование, та суть для педагогов, ради которой я сюда пришла. Но больше ничего не было.

Я хорошо знакома с методиками обучения рисованию в детском саду, школе и т. д.  и поняла, что так не учат даже дошкольников, слишком это было примитивно и грубо.

И было бы всё ничего, если бы в момент тренинга тренер не повторял все время, что у всех уже раскрывается творческое начало и получается суперхорошо, полученные произведения можно вешать на стену или отдавать на выставки.

Для меня, как для художника этот тренинг был дискредитацией всей живописи и искусства.

Почему я выступаю против таких школ правополушарного рисования

Я бы не высказывала свой протест против подобных школ, если бы они позиционировали себя правильно: как мест, где учат простым техникам создания изображений, где помогают избавиться от страхов и включиться в рисование.

А не как школ, раскрывающих творческое начало и открывающий путь в искусство. Не как тренинги, на которых создаются шедевры и рождаются талантливые художники.

Они ориентируют взрослых людей на то, что все, что они делают — искусство.

НЕТ! Это не искусство, не живопись и не правополушарное рисование! Это дурной тон.

И здесь даются слабые технические приемы, на уровне детского сада.

Правополушарное рисование на таких тренингах заканчивается в тот момент, когда получилась  абстрактная картинка. Как только вы начали повторять за тренером, правополушарный процесс заканчивается.

Более того, в таких школах нет развития творчества. Вам показали, как изобразить мак, сирень  или березку, но не научили рисовать яблоню, розу или липу.

В школе “правополушарного” рисования вам не дают толчок к самостоятельному росту.

Чтобы узнать что-то новое, вы должны будете снова приходить на занятия.

К тому же, такие тренинги часто ведут люди, далекие от педагогики: психологи или даже домохозяйки. А группы набираются такие многочисленные, что подойти к каждому у тренера нет никакой возможности.

Большинство из современных школ правополушарного рисования — выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством.

Это продукт, полученный путем совмещения двух известнейших брендов: раскрученного термина Бетти Эдвардс и техники популярнейшего американского художника Боба Росса (где описаны простые техники рисования гуашью для начинающих художников).

Хочу подчеркнуть, что не все школы правополушарного рисования такие, с какой столкнулась я лично. Есть педагоги, которые берут  методику Боба Росса  за основу, преобразовывают ее и идут дальше.


Читать в контексте: Арт-терапия рисованием. Разница взглядов психолога и художника


Мои подходы в обучении рисованию

Я следую собственному убеждению и пониманию, как научить людей рисовать.

Я объясняю, что рисовать можно по–разному.

Это могут быть  схемы, механические рисунки, серьезные картины. Вопрос что из этого называть искусством, что — рисованием для отдыха или арттерапией, когда ты рисуешь, чтобы выплеснуть свои эмоции или подзарядиться. Если вы хотите творить, чтобы ваши произведения  относились к  искусству, то этому нужно учиться.

Я вижу, что не все, кто даже хочет рисовать, рисуют.

Почему? Некоторые люди настолько закомплексованы и имеют столько страхов, что они сами не могут позволить себе рисовать   в их возрасте,  в их положении, с их профессией, опытом и т.п.).

Для таких людей важно, чтобы им кто-то позволил это делать, желательно, другой художник или педагог. Я на своих курсах уделяю внимание этому вопросу и помогаю людям раскрепощаться и убирать внутренние зажимы.  Рисовать может каждый!


Электронная книга Марины Трушниковой: “Удовольствие рисования”


правополушарное рисование

А теперь перейду к вопросу

«Что лучше, правополушарное или левополушарное рисование?»

Сам вопрос таит в себе неточность. Как уже писалось выше, четкого разделения процессов нет. Фактически любое рисование является правополушарным, очень редко оно — левополушарное, когда рисуют вслед за преподавателем по какой-то определенной схеме.

На своих уроках я обучаю и лево-, и правополушарному рисованию.

Я даю оба метода еще и потому, что ко мне приходят разные люди, с различными темпераментами, взглядами на мир, философией, уровнем страха.  Впоследствии каждый выбирает свой принцип работы.

Я считаю необходимым давать в ограниченном объеме академическую теорию и специфические знания, которые ведут к пониманию тонкостей рисунка и профессиональному росту.

Я за то, чтобы художник-педагог мог объяснить  известные закономерности (к примеру, знал, что при рисовании заката возникают оптические явления, которые создают определенные цветовые переходы), а потом показал технику исполнения и попросил за ним повторить.

Такой подход, мне кажется, в разы эффективнее для ученика, чем многократное повторение в ожидании понимания, почему так происходит.

К тому же, для начинающих со множеством страхов поначалу правополушарный подход бывает сложен, ему легче и приятнее рисовать по схемам с пошаговым разделением процесса и закономерным результатом.

Конечно, я обучаю и  различным методикам правополушарного рисования, которые я так люблю. На некоторых  уроках мы интуитивно рисуем цветовые пятна, а потом дорабатываем их до абстрактного или неабстрактного сюжета.

Но чаще всего я придерживаюсь того, чтобы изучать и впоследствии соединять два подхода. Какие-то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то — при помощи правого полушария, а где-то соединяем оба метода.

Какой же вывод из всего вышесказанного?

Выбирайте для себя тот метод, учителя, школу, которые больше всего подходят вашим особенностям характера и способа обучения, вашим целям и запросам в рисовании. Что хорошо одному, другому – не очень.

Важно, чтобы ваш выбор был осознанным!


Какие возможности обучения есть в нашей Творческой Мастерской?

Творческая Мастерская Марины Трушниковой, обучение рисованию


Буду признательна вам за отклики в комментариях. Расскажите о  своем опыте обучения по различным методикам рисования!
Если материал был вам полезен, поделитесь им в соцсетях!

37 комментариев
  • Аноним
    23.05.2016 at 15:48

    Марина, статья просто блеск! Я с вами согласна совершенно как дилетант, попообовавший и то и другое! Вы лучшая!

  • Юлия Лоптева
    23.05.2016 at 15:57

    Я начала рисовать с целью научиться делать красивые картины, была ориентирована на результат. Но в рисовании нет быстрых результатов , а так как я отличница, рисование приносило мне поначалу одно расстройство. Потом я поняла, что для меня главное в рисовании процесс, арт -терапия, успокоилась и начала просто получать удовольствие. Пробовала и право, и лево ))) И согласна с вами, Марина , что лучше всего сочетать в индивидуальных пропорциях! Спасибо вам! Для меня вы самый лучший учитель!

  • Людмила
    23.05.2016 at 16:23

    Мне нравится ваша философия не только рисования , но и жизни. Честно, правополушврное или другое какое рисование мне все равно. Я хочу рисовать. Даже просто срисовывать , копировать мне нравится. Правда мозг требует базовых знаний. Что я и нашла в Вашей школе. И очень благодарна случаю, который познакомил меня с Вами Марина. Мне импонирует Ваша открытость, простота и доступность обучения. Надеюсь на дальнейшее общение. С уважением ваша ученица, пока еще нулевого класса.

  • Елена
    23.05.2016 at 19:22

    Марина, ты всё правильно написала, насчет школ правополушарного рисования. Да, это коммерческий проект, но, по моему мнению, еще более … не могу подобрать слова… неэтичный что ли. Да, на эту рекламу ведутся люди, которые всю жизнь мечтали рисовать, да как-то не складывалось. Но, опять же по моему, люди идут туда рисовать не от хорошей жизни, кто-то болеет, кому-то одиноко и т.п. Я сама попала туда тоже в тяжелый период жизни, но за компанию, подруге подарили купон на посещение правополушарного рисования, одной ей, как водится, было неохота идти, ну и так я оказалась там. Боже мой, какие же хорошие психологи работают там. Мы не только рисовали, как ты выше рассказывала, но и каждый должен был высказаться, а чего он ожидал от этого занятия. Это ужасно, люди выворачивали душу перед присутствующими незнакомыми людьми, а нас было порядка 60 человек. Причем всё наболевшее и высказанное встречалось другими участниками с одобрением, чувствовалась поддержка. Когда до меня дошла очередь, я честно сказала, что пришла посмотреть, как за эти 6 или не помню сколько часов из обычного нерисующего человека могут сделать художника, я, типо, не верю. Народ очень веселился по этому поводу… Эта школа, да и другие, наверное, пошла еще дальше, стали проводить занятия “картина за три часа”. Повторяй за художником “в правом углу покрасьте голубым, а в левом черным” и будет тебе счастье, тебя похвалят, поддержат, скажут, что ты настоящий художник, какую бы фигню ты не нарисовал. Да, некоторые преподаватели были с художественным образованием, какие-то теоретические знания проскальзывали. Это всё хорошо, но, прошу прощения, какие же деньги на всём этом делаются… Потом я стала ходить в другую студию на мастер-классы профессионалов, но всё равно навыков и знаний не хватало. Марина, скажу честно, я к твоей мастер-группе приглядывалась несколько лет, боялась опять напороться на халтуру. Убедили меня в том, что у тебя всё по-честному 🙂 и без дураков твои мастер-классы и акварельные уроки. Так что пользуюсь случаем еще раз поблагодарить не только за качественное преподавание, но и за то, что ты прекрасный человек.

    • Елена
      24.05.2016 at 11:33

      Забыла добавить, мне кажется, это важно. Занятие по правополушарному рисованию в той школе, куда я ходила, очень напомнило мне собрания анонимных алкоголиков, как это показывают в разных фильмах 3:) То, что люди валом валят на такие занятия – это проблема нашего общества. А люди, скажем так, с коммерческой жилкой, этим пользуются. “Подсаживают на иглу”. Деньги-то огромные. Мариночка, это ни в коем случае не про твою школу… я очень рада, что есть такая школа и такой человек, который действительно учит и вкладывает душу в своих учеников. Черт, никак не могу остановиться, видно, наболело, а тут еще прочитала созвучное своим мыслям и настроению.

    • Марина Трушникова
      24.05.2016 at 17:59

      Елена, благодарю за описание своего опыта. И за неравнодушие. И как тонко подмечено – причина, что подобные школы у нас процветают – в нашем неправильном воспитании. Ведь в нас в свое время поселили столько комплексов! Мы все должны были быть отличниками, не высовываться, если заниматься творчеством, то быть гениальными. И в результате у многих – травма в отношении творчества.

  • Светлана
    23.05.2016 at 19:32

    Замечательная статья. Спасибо, что вносите ясность в такой важный вопрос.

  • Галина Демихова
    23.05.2016 at 23:07

    Марина, статья прекрасная, вы все прекрасно объяснили. Я начала рисовать с Катей Дзюба, а потом сразу попала на ваши бесплатные курсы. Для меня это было как глоток свежего воздуха, я рисовала и была рада своим работам. Я получала большое удовольствие от рисования. А потом разные МК в интернете, Александр Жиляев, Мне нравились уроки, на которых объясняли. видимо левополушарное рисование мне ближе. Вам спасибо за ваш труд. Все -таки основа это ваши бесплатные курсы.

  • Татьяна
    24.05.2016 at 09:17

    Дорогая Марина! Спасибо за статью! Полностью поддерживаю!!!

    Большинство из современных школ правополушарного рисования — выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством

  • Елена
    24.05.2016 at 14:44

    спасибо за подробное профессиональное объяснение про правополушарные школы. Я видела, что это не обучение искусству, думала, что это арт-терапия. Оказывается, за этим термином есть действительно интересная методика, просто в большинстве школ она не используется.

    • Марина Трушникова
      24.05.2016 at 18:03

      Да, Елена, посмотрите книги Бетти Эдвардс. Это шикарная методика!

  • Аноним
    25.05.2016 at 13:29

    я

  • Аноним
    09.08.2016 at 19:09

    На мой взгляд, совершено неправильно объединять арт-терапию и курсы рисования. Профессиональные арт-терапевты не развивают ни у кого художественные способности. У них совершенно иные задачи. В арт-терапии важен процесс, возможность самовыражения клиента другим способом. Эстетика и “правильность рисования” не важна. И снять страх перед рисованием -это не цель арт-терапии. Арт-терапия это глубокий процесс терапевтических отношений между клиентом и арт-терапевтом который проводится не психологами и не художниками, а специалистами,имеющими специальное Арт-терапевтическое образование. Развитие художественных навыков -это не про арт-терапию. Инструмент один,но задачи разные.

  • Галина Демихова
    22.09.2016 at 11:22

    Марина, большое спасибо за статью! Наконец-то я поняла, что со мной происходило в процессе рисования. Да, я не позволяла себе рисовать, страх, что” не получится, я же не художник” тормозил меня. Отговорки, что просто нет времени. это просто отговорки. потом я попала на правополушарное рисование ( у Кати Дзюба). В голове восклицание- так и я смогу, срисовать, повторить. и я начала рисовать. Так я когда-то сама учила детей в детском саду. А потом познакомилась с твоими бесплатными курсами и заболела акварелью. Теперь рисую и акварелью, и акрилом, и пастелью, и углем. Все пробую. получается. Пусть это не то творчество художника, но я стала понимать картины не только в рамках “красиво-некрасиво”, а и в том, что хотел сказать художник, что он красивого увидел. Стала больше замечать красоты вокруг. Я стала счастливее! Твои журналы есть у меня на компе, я их перечитываю. По мастер-классам твоим рисую, конечно, очень трудно повторить твой результат. Но ты сама говорила, что художники много тренируются, вот и я работаю в свое удовольствие, радуясь жизни. Большое спаси
    бо за ваш труд!!!

  • Аноним
    28.09.2016 at 22:24

    Марина.еще раз повторюсь-вы лучшая!

  • Татьяна
    18.11.2016 at 01:07

    Здравствуйте!
    Я окончила художественную школу( 4 года) и да, это надолго отбило во мне желание рисовать 🙂
    А потом как-то захотелось попробовать и попалась реклама, что за 4 часа я уйду со своей законченной картинной. Было заманчиво попробовать писать маслом, да еще и на холсте. Я пришла попробовать – картина и вправду получилась отличная, но у меня был внутренний протест из-за того, что в школе учили, что срисовывать плохо. Вдохновившись я купила краски и холст и решила уже сама рисовать. Используя ту же методику, что мне показали на мастер классе, я ожидала еще одной такой же красивой картины – но, увы, получился какой-то детский рисунок. Разочаровалась, но очень хотелось красиво рисовать. В итоге, я ходила в разные студии, смотрела ролики в интернете, а потом и разные конференции онлайн живописи. И да, много студий разочаровали своим подходом, где мы просто что-то копировали. Дорого стоит когда преподаватель что-то объяснял, а не говорил “потыкай кисточкой тут и вот так”) У нас очень популярны сейчас школы для деток от 3-х лет, но к сожалению детей не учат основам, а просто перерисовывать картинку да и то дома сами они не могут повторить.
    Еще в обучении много дает практика – чем больше рисуешь,тем лучше получается. Поэтому думаю, что все хорошо в меру – и какие-то приемы и секреты, но не забывать о основах рисунка, перспективы и прочему.

  • Ekaterina
    08.01.2017 at 11:05

    Марина! Вы правы абсолютно по всем пунктам,потому что есть с чем сравнить). Спасибо за любовь и трудолюбие!!! И творческих успехов!!!

  • Огромное спасибо за то. Что делитесь пед опытом, т.к. Очень мало методических статей и общение на тематику искусства! Я тоже работаю с разной ворастной категорией, но в основном подростки которые пробуют начать рисовать, очень интересно наблюдать разные реакции))) а самое интересное – наблюдать когда после академики даешь возможность по рисовать на холсте!!! Эти глаза, восторг и важность)))…

  • Татьяна Митрикас
    08.02.2017 at 10:23

    Добрый день! А я выступлю в защиту рисовальных тренингов. Потому что сама начиала рисовать именно с него. Никогда этого не делала раньше, всю жизнь считала, что “с этим надо родиться, а если не дано, то и не дано”, а рисующие люди были для меня где-то там, на уровне небожителей. Особенно те, кто умели делать это маслом. Нет, не так. МАСЛОМ!. Но в какой-то момент, на 44-м году жизни, задала себе вопрос, а собственно, с чего это я так решила? И кто сказал, что не может быть инача. И очень скоро после прихода этой мысли в моей жизни случился рисовальный тренинг. Очень возможно, что имено тот самый, который Вы описываете. Я прекрасно помню тот восторг, который я там испытала. Я, которая НИКОГДА.. и вот они, мои работы. И не важно, что “вот тут берем зеленый, там синий, а тут рисуем морду крокодила”. Важно то, что на выходе получается настоящий рисунок. На следующее утро после этого тренинга я проснулась в ужасе от того, что это все могло быть просто сном. Я кинулась к сумке, нашла рисунки. НЕТ! Это не сон, это Я РИСУЮ!!! Да, можно сказать, что те рисунки “не настоящие”, а для настоящих нужно 4 года в художке, потом еще 5 лет в институте, и вот только тогда… Такие мнения от ортодоксальных рисовальщиков встречаются мне периодически. Мне говорили “а вот дайте таким уголь или сепию, и тогда сразу станет ясно, кто есть кто, и кто чего стоит”. И тем, кто с высоты своей художественой школы смотрит на нас сверху вниз, я всегда объясняю, что задача стоит совершенно наоборот. Не показать человеку, что он – плебей, и сколько не ходи на тренинги, он все равно ничего не стоит. Задача – снять блок. Ликвидировать препятствие между головой и рукой, которое мешает взять в руки кисть, и которое всю жизнь голосом любимого критика нудит: тынеумеешь… утебяничегоенеполучится… тылохитолькоопозоришься…
    Технику можно набрать и потом. Если есть желание эту технику набирать… Или рисовать все время “морды крокодила” и получать от этого удовольствие. Для меня ценность этих тренингв в том, что они позволяют НАЧАТЬ… Ведь и дорога в тысячу миль начинается с первого шага…

    С уважением, Татьяна Митркас.

  • Елена Крутьева
    08.02.2017 at 11:00

    Добрый день, уважаемая Марина! Случайно совершенно узнала о Вашей школе рисования, и, как преподаватель, узнала очень много полезного для себя. Что касается Вашей статьи о левополушарном и правополушарном рисовании, на мой взгляд, она очень актуальна , и вот почему. Имея небольшой опыт преподавания в художественной школе(18лет), мне часто приходится сталкиваться с различными “школами” научения(иначе не назовешь), рисованию. Вы совершенно правы, относительно того, что многие взявшие на себя такое ответственное дело -учить рисовать других, извлекают из этого только выгоду. С этой точки зрения, Ваши уроки, Ваш опыт, которым Вы де влитесь, для меня стали просто неоценимыми, и во многом отражают мои собственные наблюдения и выводы. Вы затронули очень важный аспект, психологический, и я согласна с Вами, что он является очень важной составляющей в процессе обучения рисованию, как со стороны того, кто учится, но еще более, со стороны преподавателя. Прочитав с большим интересом Вашу статью, от себя могу сказать, что у нас (это школа искусств), обучение построено на академической школе, что соответствует левополушарному процессу, но, очень много заданий, которые связаны с правополушарным рисованием. Мне кажется, что процесс обучения должен быть комбинированным, иначе, либо теряется интерес к обучению рисованию, либо, если практиковать только методики правополушарного рисования ,не будет твердой основы, базы, которая даёт свободу творчества, В завершение, хочу поблагодарить Вас, Марина, за очень полезную, лично для меня, статью, и за полезные, качественные и грамотные уроки. Спасибо! Творческих успехов Вам !

  • Elena Kolts
    08.05.2017 at 15:32

    Марина, а я попробовала и то и другое отдельно.
    Сначала жесткая академическая система, без отклонений, четкая и логичная. Должна была быть такой, по крайней мере. Только преподаватель не объяснял. Ставил гипсовую голову и рисуй. А вот когда ошибешься, тогда его объяснения, и рисуй заново. Сразу сказал, что придется 4 года в таком формате работать. Я не выдержала. Потому что либо логика до рисования, либо совсем тогда без логики, но непонятная смесь?
    Радости не хватало.
    Потом небольшой курс правополушарного рисования. Наверное, он был достаточно примитивный. Но мне повысил самооценку. Кстати, желающих не было, и проходила я его одна. Преподаватель не ездила по ушам, давала задание, и я проваливалась в счастье на 4-5 часов.
    Поняла, что умений не хватает (да курс и не ставил такую задачу).
    Хотелось бы так: иметь знания и возможность их реализовать, и на этом пути чувствовать радость (даже когда не получается, это значит, что потом радоваться будешь еще больше, потому что все равно получится).
    Поэтому я в Мастер-группе теперь. До сих пор не верю, что среди всего громадного интернета удалось найти то, что искала.
    Марина, спасибо, спасибо!

  • Ольга Чернявская
    09.05.2017 at 12:07

    Здравствуйте, Марина. Благодарю Вас за возможность учиться рисованию с Вами. Я психолог и арт-терапевт. И однажды попала на 3 часовой мастер-класс по рисованию. В итоге, я написала свою первую картину маслом. Процесс меня очень впечатлил. Результат я вообще не оценивала, так как поняла, что картина здесь не главное, а скорее всего побочный продукт. С тех пор я заинтересовалась правополушарным рисованием, обучилась и веду тренинги. Для меня и моих клиентов это психотерапия, способ поработать с внутренним критиком, научиться радоваться процессу, быть в моменте “здесь и сейчас”, это медитативная практика и хороший способ релаксации. Не все после тренинга продолжают рисовать, но кто-то начинает писать стихи, заниматься кулинарией, шить, вышивать… у кого-то начинают налаживаться отношения с близкими… много хорошего случалось за эти 3-4 года моей правополушарной тренерской практики. Ни один человек мне не сказал, что это как-то плохо на нем отразилось. Я сама с тех пор, как порисовала первый раз, а потом прошла тренинг правополушарного рисования и преподавательский в том числе, который здесь многие критикуют, стала много рисовать и учиться у хороших мастеров, с того момента в моей жизни появилось ещё что-то очень ценное и важное, без чего она не бала бы такой яркой и наполненной. Мне больно слышать, как люди судят тех, кто ведёт такие тренинги. Считаю, что не стоит этого делать, потому что в моем опыте есть только положительные и благотворные результаты. Давайте, позволим и этому быть. Про искусство речь на тренинге не идёт, рисование здесь всего лишь способ раскрытия чего-то очень важного в себе и возможность дать этому важному прийти в нашу жизнь.
    И вообще, не судите…))) Простите, что пришлось Вам об этом напомнить.

    • Марина Трушникова
      12.05.2017 at 08:49

      Ольга, разные мнения у арт-терапевтов по поводу арт-терапии. И порой очень безапелляционные – мол, нельзя рисование называть арт-терапией, терапия – это только для лечения серьёзных психических нарушений, а улучшение настроения и внутренних ощущений – это не арт-терапия.
      И мне понятно, почему профессионалы говорят об этом. Потому что у них есть глубокое понимание, система знаний, понятийный аппарат, который принят в их сфере. И он опирается на понятные им результаты.
      Точно так же я, как профессионал в области преподавания рисования, получивший образование, основы психологии, методики, хорошую базу по изобразительному искусству, не могу не судить коллег, которые закладывают неверные основы рисования и неправильные убеждения. Как я сказала, в правополушарных школах есть плюс в том, что они снимают страхи. Но это можно делать и давая человеку правильные основы.
      Я имею право критиковать коллег. Это не досужее суждение. Не путайте, пожалуйста.
      Как бы вы отнеслись к врачу, который видя непрофессионализм коллег, видя, что он назначает неверное лечение, которое даст лишь временное улучшение, а потом убьёт пациента, как видит это и молчит, “не судит”? Понимаю, сравнение жесткое, от правополушарного рисования никто не умирает. 🙂 но с моей точки зрения как профессионала это примерно так и выглядит – способ лечения выбран неверно, где-то лечит, где-то калечит.

  • Алина
    03.06.2017 at 11:39

    Здравствуйте,Марина. Прочитала Вашу статью и очень даже с Вами согласна. Я тоже работаю в детской школе искусств, на отделении изобразительного искусства. Работаю с детьми от 4 лет и старше. Стаж работы 17 лет. Детям 4 лет я показываю репродукции художников, объясняю о многом, как взрослым людям, мы рисуем композиции, и что интересно они уже 3-5 занятия начинают понимать и рисовать, конечно все еще зависит от их физических данных, в этом возрасте это очень хорошо видно. Кто- то не умеет даже кисть держать, а кто то все понимает, что ты от него хочешь во время обучения мы включаем оба полушария. Я порой сама удивляюсь как это у них все так здорово получается. Родители удивляется, говор ят что они сами бы так не нарисовали. И получаются не детсадивовские работы а как коротко срочные этюды художников. Это благодаря уникальной программе Б.М. Неменского , по которой я преподавала в школе, конечно я ее адаптировала под свои условия. С1 по3 класс мы работаем по6 часов в неделю, я тоже использую его программу, скорее методику. Но не все педагоги хотят по ней РА болтать, потому что она требует больших сил, и подготовки учителя каждый день, так как повторять одно итоге я не люблю. Да я не учу рисовать детей 7-9 лет основам академической живописи, но мы развиваем воображение и творческие способности, принимает всех детей подряд . Уже к 4 классу видно как развился ребенок. С 4 по 7 класс мы учим азам академизма, т.е. Полностью включаем левое полушарие , а вот в композиции нам помогает прошлый опыт полученный в начальных классах. Иногда в 4классе к нам попадают новые ученики, которые никогода не рисовали, наверное родители заметив способности или желание рисовать. Вы знаете они здорово отличаются от тех, кто уже про учился 3 года или ходил с под группы. У них действительно присутствует страх, скованность. Конечно через год это проходит, если они будут не пропускать занятия, но почему то они все равно отличаются от первых. Вывод значит надо развить сначала правополушарие, а потом перейти на левое ( когда у них начинает работать логика). Соединяясь оба вместе дают результат. Мне очень нравится как Вы ведете занятия, очень грамотно и тактично работете с учениками. Желаю Вам успехов в Вашей любимой работе. Учить рисовать может только тот кто сам любит рисовать. Спасибо Вам за правильное просвещение, ведь столько людей попадает под руки шарлатанов, тратят большие деньги ни за что.

  • masha
    13.10.2017 at 13:10

    Спасибо! отличная статья! Марина, восхищаюсь Вашей способностью структурировать и ясно читабельно, излагать материал. Я считаю, для взрослых в любом деле ориентир, показатель прогресса и самый главный мотиватор – результат. Если с Бетти Эдвардс на пятом уроке можно нарисовать узнаваем портрет, а на академке для этого требуется пять лет, то понятно какой метод лучше выбрать, если цель просто научиться рисовать. На самом деле все эти споры какой метод лучше, странные термины (для непосвященных, простых людей) только путают, пугают и уводят от цели. Самая главная проблема большинства школ – отсутствие метода вообще.
    В то время как методики обучения детей давно существуют и опробованы поколениями художников, рабочих, проверенных опытом и результатами методик для обучения рисованию взрослых на самом деле очень мало.

  • юля
    30.10.2017 at 17:50

    Скажите в возрасте от 5 до 6 можно ли использовать изображение предмета графическим карандашом ка иск из предмета.

Написать комментарий