Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Как рисовать легко? Как добиться лёгкости в рисунке?
risovat legko

Как рисовать легко? Как добиться лёгкости в рисунке?

Задали мне в соцсети вопрос. Хороший вопрос. Непростой.
А главное, актуальный не только для автора. Я наблюдаю в нашей онлайн Школе и курсах, что некоторым студентам действительно не хватает понимания, как рисовать легко, как преобразовать сложную натуру в лёгкий, свободный рисунок.

Однако сам вопрос автора намного глубже обычных технических советов. И прекрасно, что автор это понимает.

Поэтому ответ про то, как рисовать легко, будет неоднозначным. И я очень хотела бы, чтобы мы обсудили этот вопрос все вместе. Возможно, вы увидите другие способы решения проблемы.

Итак, вот вопрос:

“Мне нужно ваше мнение и совет. Хочу так рисовать как на фото, выделяя главное линиями, легко.
Как по вашему, какими умениями нужно обладать ?
И меня больше не техника интересует, а скорее видение, отношение к себе и миру, чтобы видеть особенности что ли… на что обращать внимание ?.. как видеть?… я слишком серьёзна и ответственна по жизни, это тяжесть, а рисунок не может не отражать меня…”

Я попросила у автора показать образец тех работ, которые она считает “легкими”.
Поскольку я чту авторское право и не знаю авторов присланных ею картин, то для иллюстрации заменю их своими, очень похожими по стилю: 

рисовать легко, Марина Трушникова
как рисовать легко, Марина Трушникова
как рисовать легко, Марина Трушникова
рисовать легко

Я бы сказала, что ответ на вопрос содержит три фактора: психология, ум и практические навыки.

Начну с первого, психологического.

КакИМ НУЖНО БЫТЬ, чтобы рисовать легко?

Действительно, автор вопроса права, рисунок очень сильно отражает личность рисующего. В нем, как в зеркале, проявляется настроение, внутреннее состояние, темперамент автора.

И, следуя этому утверждению, можно было бы сказать - нельзя добиться легкости в рисунке, пока не поменяешься сам, пока внутри не наступит раскрепощение.

Это и так, и не так.

Опытный художник способен заложить в свою картину нужный ему образ.

Он вполне владеет изобразительными средствами, позволяющими задать именно тот настрой, то состояние, которое картина должна проявлять.

Если же вы не обладаете такими знаниями, если находитесь только в начале творческого пути, то ваш рисунок действительно будет в полной мере отражать вашу неуверенность, зажатость, и ваше состояние будет легко прочитать по рисунку.

В этом случае, чтобы рисовать легко, вам нужно быть... СВОБОДНЫМ!

- Свободным от чужого мнения.

- Свободным от внутреннего критика (который, опять же, ориентируется на мнение извне, даже если это мнение мифической учительницы рисования из детства).

- Свободным от условностей "как надо рисовать".

Как стать свободным и легким? Полагаю, вы просто должны любить себя и считать, что все, что вы делаете - априори хорошо и правильно.

рисовать легко, Марина Трушникова, я люблю себя

Задачка не из простых, не так ли?

Но человеку, жаждущему изменений, всё под силу!

И даже если не совсем удаётся побороть внутренние страхи и полюбить себя во всех проявлениях, то выход есть.  Нам на помощь придут ум и практические навыки.

КАКИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ НУЖНЫ, чтобы рисовать легко?

Подобные "легкие" рисунки, как вы понимаете, - это не прямое копирование реальности, а её интерпретация.

Художник проводит сознательный отбор, что рисовать, а что нет,  он выделяет значимые для передачи образа характеристики объекта, а всё не столь значимое игнорирует.

Что для этого нужно?

  • Осознанность процесса.

Если вы не ставите перед собой задачу "нарисовать легко", если не продумываете пути достижения этой цели, если не контролируете себя в процессе, то вы просто начинаете рисовать так, как умеете. На автомате.

Без ваших сознательных усилий ваш ум и рука не перестроятся в одночасье. Привычку убирает только осознанное действие в заданном направлении.

  • Умение правильно поставить задачу.

Чтобы двигаться в заданном направлении, вам важно понимать, какие пути туда ведут.

В случае с созданием "лёгкого рисунка" вам следует определить, что отличает этот самый рисунок.

Посмотрите на работы художников, которые вас восхищают. Что создает в них лёгкость? Минимум деталей и обобщённость? Недосказанность? Условность цвета? Пластика линий?

Определите эти особенности и поставьте задачу овладения данными художественными средствами.

рисовать легко
  • Умение абстрагироваться от конкретного объекта и выделять общие качества, присущие данным объектам.

На мой взгляд, проблема "утяжеления" рисунков начинающих состоит в том, что они цепляются за фотографию или натуру и стараются максимально точно передать увиденное. Они ещё не умеют абстрагироваться от конкретного сюжета до более простого и обобщенного, в котором даны лишь главные характеристики объектов, а все остальное проигнорировано.

  • Умение выделять главное.

Фокусирование на главном - это вообще полезное свойство психики. Нужно уметь держать фокус на значимом не только в жизни, но и в рисовании.

Постоянно спрашивайте себя - что главное для меня в этом сюжете, рисунке? Выделяйте именно это, а все остальное отсекайте.

  • Владение изобразительным языком.

Да, у изобразительного искусства существует свой язык.

Это язык линий, язык пятна, язык цвета.

Владея ими, вы сможете максимально точно передать тот образ, который задумали, не утяжеляя его лишними деталями.


Обратите внимание на эти статьи, посвященные языку линии и пятна:

Рисунок пятном в графике. Как создавать красивые черно-белые рисунки.
Любой графический рисунок можно  отнести либо к линейной графике, либо к пятновой. В первом случае это будет рисунок линиями, во[...]
Графика: о чем расскажет линия?
Знаете ли вы, как вас можно "прочитать" по рисунку? Если нет, прочтите внимательно это статью! Перефразируя известное высказывание, хочется спросить[...]

И вот теперь, наконец,  я могу перейти к практическим советам.

ЧТо нужно делать, чтобы рисовать легко?

  • Во-первых, избавьтесь от мысли, что "рисовать легко" - это не ваше.

Если вам нравятся лёгкие рисунки, если они восхищают вас, притягивают, завораживают, значит и в вас есть эти качества.

Мы не способны оценить то, чего в нас нет. 

И даже наоборот, если определенный стиль в искусстве нас притягивает, значит именно где-то там лежит и наш собственный стиль.

рисовать легко Марина Трушникова Зарисовка окна
  • Во-вторых, поставьте цель и держитесь курса.

Как я уже говорила, если вы не сформулировали, что же вас привлекает в лёгких рисунках, если не поставили для себя задачи, как к этому придти, то вы будете рисовать на автопилоте. 

  • Изучите язык изобразительного искусства

Получите элементарные знания в области изобразительного языка графики и живописи.

Изучайте работы других художников, анализируя их. Спрашивайте себя - как проявляется линия, пятно, цвет, композиция в той или иной картине.

Без этого вы так и будете застывать перед рисунками других авторов в священном трепете и думать, что вы - полное ничтожество, которое не умеет рисовать.

рисовать легко, Марина Трушникова
  • Попробуйте себя в восточной живописи

Китайская и японская живопись - великолепный пример упрощения и владения языком пятна. 

Попробуйте освоить базовые движения. Они уберут хаос из движений вашей руки, придадут им осознанность и виртуозность, научат обобщению.


На нашем сайте есть целая подборка полезнейших мастер-классов по восточной живописи и мастер-классов по культуре мазка.

Посмотрите их.



  • Практикуйте быстрые наброски.

Ставьте себе ограничение по времени, когда рисуете.

Это заставит вас выбирать главное в натуре, отсекая лишнее. Вы просто не успеете нарисовать множество деталей за ограниченный срок.

Кроме того, краткосрочные наброски научат вас быстро схватывать пропорции, общее направление движения, пластику формы.

На набросок человека или животного отводите не более 5 минут. Оптимально - 30-60 секунд.

рисовать легко, быстрые наброски
  • Рисуйте по памяти и по воображению.

Данный вид рисования исключает детализацию сам по себе. Мы не в состоянии запомнить все детали, которые содержит натура.

Наша память удерживает лишь основные параметры и самые важные детали, зацепившие нас. А это нам и нужно в случае создания лёгких рисунков с недосказанностью.

Рисуя по воображению, вы будете использовать символы и стереотипы рисования, сохранившиеся в вашем подсознании.

Если опыт рисования небольшой, то рисунки могут быть очень "примитивными",  детскими. Пусть вас это не пугает. Добавьте затем к созданным рисункам немного деталей с натуры, и вы получите интересный образ.

Рисунок моей племянницы по фото животных

  • Позвольте себя рисовать в стиле "дудлинг".

Дудлинг - это обычные каракули, спонтанное рисование. Часто оно включает в себя какие-то повторяющиеся узоры или образы.

Если просто "отпустить" свою руку и позволить ей чиркать, то это может поднять из ваших глубин подсознания какие-то интересные образы.

А там, глядишь, и до собственного стиля в графике недалеко...

рисовать легко, дудлинг

Вот что у нас на сайте есть про дудлинг:

Ну, и наконец,

  • Учитесь у других художников на мастер-классах.

Понять, как художник преображает действительность, можно увидев это в работе других художников.

Смотрите. Спрашивайте. Анализируйте.

И применяйте это в отношении своих работ.

В своих курсах "Цветы в Акварели" и "Город в акварели" я отдельно разбираю для вас те приемы, которые использовал автор в том или ином стиле, и учу целенаправленному их использованию.

Для этого я сначала показываю, как я изменяю фото в сторону картины, упрощая его, переводя в язык пятен, а затем прошу сделать это на собственном примере.

На мой взгляд, это дает хороший опыт осознанной работы над образом.


Вот такие советы я хотела бы дать тем, кто хочет научиться рисовать лёгкие, не перегруженные, рисунки.

Уверена, у вас есть собственное мнение на этот счёт.

Буду рада, если мы обсудим данный вопрос!

48 комментариев
  • Валентина
    17.04.2018 at 17:16

    Большое спасибо за эту статью! Очень интересно и ведет к размышлению… я, как начинающий художник, уже для себя давно поняла что легкость и отсутствие большого количества деталей приходит из опыта и из попытки абстрагироваться. Из умения смотреть на объекты находясь не в контексте, а как бы со стороны. Иногда мельком и на расстоянии можно увидеть как раз искомое. Ну и расслаблять мозг, если можно так сказать 🙂 . Это мой рецепт.

  • Татьяна
    17.04.2018 at 18:04

    Марина, большое спасибо, Ваши статьи интересны и заставляют осознавать свои способности и задумываться над своими возможностями. Заставляют развиваться. Когда говорят, что все гениальное просто, я думаю, даже уверена, что в нашем случае может иметься в виду не вульгарщина, не простота в прямом смысле, а именно отсутствие нагроможденности, легкость, я бы даже сказала рисунок души, а не желание усложнить на рисунке отображаемый мир. Но именно в этом и есть талант и профессионализм художника. Я стала двигаться в этом направлении, т.к. знаю, что мне этого не хватает. И Ваша статья подтвердила мой взгляд. Мы не открываем Америку, но каждый для себя формулирует путь, по которому ему хотелось бы двигаться. Еще раз спасибо!

  • Дюдмила
    17.04.2018 at 18:34

    Автор письма задает вопрос и сам себе отвечает. Я ответственная и серьезная. Где Вы найдете легкость с таким подходом к жизни. Меняйтесь сами и изменится рисунок. Ваш внутренний мир плюс огромное желание через накопленный опыт приведут к мечте.

    • Елена
      18.04.2018 at 12:05

      Людмила, я тоже ответственна и серьезна. Замечаю иногда, что даже слишком. А вот рисовать мне хочется легкие рисунки и получаю удовольствие от просмотра именно таких произведений. Возможно это как-то смягчает мою серьезность. Происходит в какой-то степени баланс. Именно из-за этого мне очень нравится акварель и я с удовольствием в нее погружаюсь. Учусь по урокам Марины. За что ей огромная благодарность

  • Юлия
    17.04.2018 at 18:53

    отвечаю Людмиле: а вы думаете, что ответственность и легкость – антонимы? 🙂 в таком случае легкие рисунки получались бы у всех разгильдяев 🙂

  • Марина
    17.04.2018 at 19:50

    Марина, спасибо за статью! Я тоже очень хочу научиться рисовать легко – пока не получается. Для себя определила, что самое главное – это овладеть техникой и много рисовать акварелью, карандашом, маркерами, как можно больше. Совершенствуя технику рисунка, мы учимся видеть, обобщать. Приходит легкость. А серьезность и ответственность, мне кажется, на легкость рисунка не влияют.

  • Татьяна
    17.04.2018 at 20:43

    Марина, спасибо за статью, которая актуальна для всех рисующих! Лёгкость в рисунке- главная проблема для многих. Мне кажется, тут можно провести аналогию с балетом- чем меньше работы мы видим на сцене , тем выше мастерство артиста.
    Так и в хорошем рисунке-зрителю кажется, что это так просто, так легко! Но мы знаем, что за этой лёгкостью стоят годы тяжёлого труда, слез и порой отчаяния. Но оно того стоит!

    • Татьяна Яковлева
      19.04.2018 at 13:13

      Полностью согласна с Татьяной! Только вкладывая труд и большое желание, постоянно обучаясь, можно достигнуть лёгкости рисунка.
      Марина, Вам большое спасибо за Ваши такие глубоко продуманные статьи и советы.

  • Соколова Елена
    17.04.2018 at 21:09

    Для меня легкость в творческих работах это результат прежде всего профессионализма, процентов на 90 примерно. Процесс созревания картины в голове художника мне представляется следующим образом: как будто человек читает толстую книгу – историю с размышлениями, переживаниями, иллюстрациями, примечаниями, а потом дочитал, захлопнул и вот сгусток его ощущений- короткое резюме! Вот она картина-легкая , коротко, гротескно,( я бы сказала) о самом сильном впечатлении от прочитанного. Воплотить его помогает профессиональный опыт. Думаю, что важную роль играет еще эмоциональная развитость и образное мышление в доминанте. Ответственность и серьезность на мой взгляд здесь ни при чем.
    Я тоже анализирую свой внутренний творческий процесс, предпочтения, думаю о стиле благодаря таким твоим статьям, Марина, спасибо.

  • Ольга Колганова
    17.04.2018 at 21:14

    Я бы попробовала применить все способы “облегчения” рисунка, описанные в статье. Но только сначала все-таки – база. Теоретические знания и практика, а отсюда плясать. Ну потому что, наверное, что меня совсем не удовлетворили бы “легкие”, но детские рисунки. А легко и непринужденно нарисовать человека, например, сосредоточившись на образе, эмоциях, и при этом красиво, стильно, наверняка не получится, если будешь долго соображать и примериваться, куда поставить глаз, какой длины должны быть ноги..откуда растут руки. такие вещи на автомате должны совершаться. Тогда уже можно дальше идти, к легкости.
    Поэтому я – за обязательную базу – умение рисовать. Как отправную точку :-).

  • Галина Якубова
    17.04.2018 at 21:28

    Этот вопрос и для меня главный (хочу только отметить явное, как мне кажется, противоречие в начале вопроса – “Хочу так рисовать как на фото, выделяя главное линиями, легко.” – Или как на фото, Или выделяя главное…
    Как я пытаюсь решить эту задачу. Первое, стараюсь уловить своё внутреннее состояние расслабленности, когда “плевать” на результат, а просто смотрю на разливы красок, играю с цветом.
    Второе – монотипия!!! и ещё раз монотипия! Очень прикольно разглядывать цветовые пятна, пытаясь вообразить что-то.
    Третье (видите, я тоже слишком серьёзна по жизни, всё по полочкам раскладываю) – копирование полюбившегося художника по работам и/или по видео.
    Ну, и, разглядываю фотографию (а я пока только по фотографиям рисую) – пытаюсь эмоционально “войти в неё”, почувствовать, какие чувства она вызывает во мне, что я Хочу передать и себе, и зрителю. Что я хочу привнести в этот мир (да, именно так)
    И, конечно, знания и умения работы с цветом и кистью никто не отменял

  • Ilona
    17.04.2018 at 22:18

    Марина, спасибо большое за статью, всегда с интересом читаю ваши полезные советы.
    Для себя я поняла, что легкость в моих работах получается тогда, когда я не пытаюсь нарисовать что-то “монументальное”, большое, короче “шедевр”, и когда не боюсь испортить дорогущий лист бумаги, просто сажусь поскетчить – и оооп – вот оно 🙂 А иногда бывает, что интересная работа получается после серии замученных рисунков, я как-будто накапливаю опыт, образы, приемы и вдруг выстреливает – получается легко и, к тому же, быстро.
    Мой совет – побольше рисовать и не бояться испортить бумагу 🙂

  • Татьяна К.
    17.04.2018 at 22:21

    Добрый день! Хочу поделиться своими мыслями. Я была свидетелем, когда мой сын взял карандаш и бумагу и рисовал свободно и не принужденно все, что придет в голову, фигурки людей, животных, велосипеды, машины и др. Он не учился в художественной школе. Просто у него отец то же свободно рисовал. А я занимаюсь рисованием уже 5 лет и я так не смогу нарисовать. Мне нужна натура, или исходник, с которого можно срисовать. Я думаю, что это свойство врожденное, как, например, музыкальный слух. Но меня это не расстраивает, так как со временем у меня получается все лучше и лучше. Самое главное я поняла, что прелесть в живописи и рисунке в том, что нет правил выражения своих мыслей. Ну а техника исполнения отшлифуется со временем.

  • Елена Соболева
    17.04.2018 at 22:54

    Марина! Спасибо! Обожаю читать ваши статьи. Какие глубокие вопросы вы поднимаете. Я всегда думала, что хороший художник – это талант от бога плюс труд и профессионализм. Никогда не думала о психологии художника, как части творчества, хотя она видна в результатах. Не знаю, правильно ли я вас поняла, что психология определяет не только наш настрой, но и влияет на наши навыки в живописи, а может быть и наоборот. Буду об этом думать.

  • Алла
    18.04.2018 at 00:26

    Добрый вечер, очень злободневную тему вы подняли, Марина. Спасибо за статью. В комментариях очень много размышлений, с которыми я соглашусь, а письмо автора просто про меня. Хотелось бы только добавить, что мне кажется, легкости не хватает из-за страха: быть не состоятельным, не получится. Чтобы получилось легко, нужно войти в состояние медитации, отрешенности, чтобы что-то шло изнутри, минуя мозг. У меня пару раз так получилось , и это были необычные для меня картины, но мне пока дается с трудом войти в это состояние.

  • Людмила
    18.04.2018 at 08:47

    Благодарна за статью! Очень своевременно, тоже задавалась таким вопросом. Мне кажется рисовать легко – это медитация, это танец!!! У каждого это по-своему, конечно рекомендации мастера важны,
    но собственный настрой(свобода, расслабленность, радость, благодать одним словом) – без этого творить легко не получится . И как мне кажется первично – это перемены в себе, стать легким и радостным!!! Сто раз Вам благодарна Марина, Вы педагог и художник от Боаг! Всех благ Вам и Вашей семье, долгих лет жизни! Благодарна Богу за встречу с Вами.

  • Gila
    18.04.2018 at 09:39

    Марина, я тоже столкнулась с таким же вопросом и на мой взгляд, статья полно раскрывает проблему. Но у меня еще есть два аспекта которые я заметила в себе: 1) я переученная левша и именно рисунок левой рукой у меня выходит аккуратней и выразительней и упражнения рисовать двумя руками одновременно синхронизация получается лучше.(Все хочу найти время, чтоб разработать левую руку). 2) Меня приводило в недоумение т.к. мое видение отображается на оборот, что я имею в ввиду, это когда говорят, что состояние в котором ты садишься рисовать должно быть легким и радостным, в таком состоянии мои работы выглядят тяжеловесными, а в состоянии раздражения и злости выходят быстрые уверенные и легкие линии. И только по прошествии времени именно когда стала понимать больше, что Важно ставить задачи стала приходить к определенному результату и только теперь в полной степени начинаю более полно ощущать радость от творчества. До этого все же был в основе тяжелый труд.Труд может быть так же остается, но мне уже легче с этим справляться.

  • Ольга Колганова
    18.04.2018 at 10:07

    Вдруг вспомнилось, что подобный стиль рисования у меня в голове(!!)) связан с именем Нади Рушевой. И устоявшееся, утвердившееся мнение, что это огромный таоант нужен, чтоб так рисовать и что такой стиль чуть ли не одной Рушевой присущ.
    И поняла, что это мое мнение создало шоры, я практически не замечала долгие годы, что и другие так могут рисовать. И дажы мыслей и мечт не было, чтоб самой…
    Марина, очень интересно получается, ты расширяешь нам горизонты ))!!
    Спасибо за статью, есть о чем поразмышлять.

  • Алиса
    18.04.2018 at 11:16

    Марина, здравствуйте! Спасибо за статью, это интересно для меня. Расставлены акценты чему уделить внимание. Добиться лёгкости. Мне сложно судить, я только пробую рисовать. Мне думается лёгкость получается, когда в процесс вовлечён так, что время летит незаметно, это как другое измерение. Лёгкость созвучна с непосредственностью, свободой от ограничений, радостью, безмятежностью, расслабленностью, с сосуществованием с миром, который изображаешь. И в тоже время, как в балете, лёгкость прыжка, достигается ежедневными тренировками, возможно это другая сторона Лёгкости. Спасибо за тему. Буду присматриваться к себе, искать эти настроения. Возможно, благодаря вашим урокам, познакомлюсь с Лёгкостью в рисунке.

  • олег
    18.04.2018 at 18:40

    Есть универсальный рецепт, которым поделилась известный иллюстратор Яна Франк. 100 набросков в день в течении месяца. Она даже сама в живом журнале проделывала это. Помогает раскрепоститься, учит выделять главное, и что наиболее ценно – вывозит из творческого застоя.

    • Васса
      20.04.2018 at 04:20

      Все-таки не 100, а 50.

  • Курганова Елена
    19.04.2018 at 01:24

    Марина, за этот разговор! Нахожу у Вас множество для себя полезного, и , в частности, тема “легкости” рисунка мне очень интересна. Кому-то эта легкость дана изначально- с талантом! Но очень важно в себе это воспитывать, стремиться к ней, вместе с освоением техники легкость приходит…все Вами сказанное мне созвучно и вселяет уверенность, что желаемое достижимо! Благодарю за огромную Вашу работу! Елена

  • Ирина
    19.04.2018 at 03:58

    Потрясающе интересная статья, Марина! Благодарю! И шоры снимает, и сознание расширяет, и воодушевляет Для меня как-то особо прозвучали слова о том, что если меня что-то притягивает, то это качество у меня есть… Меня всегда притягивала лёгкость и свобода линий в графике. В детстве часами рассматривала рисунки Ленгрена, позже понравилась графика Пикассо. Потом меня “накрыло” работами Нади Рушевой – и как написала выше Ольга, тоже сложилось убеждение, что “от Бога, талант, никто так не сможет, а я тем более…” Так с этими шорами и жила, их даже не замечая. Потом маленький сын, который только что сердился, что у него колобки какие-то угловатые, вдруг что-то открыл в себе такое свободное и мощное, что достаточно простого росчерка – а видишь вольную птицу или камень, вот-вот сорвущийся со склона горы… Причем, в семье никто не рисовал и все у него получалось само собой, и линии не детские, а зрелые, полные живой жизни… Я решила, что это мне не “дано”… А сейчас понимаю, что мое желание рисовать легко и свободно – это ведь тоже мне “дано”! На словах звучит очень просто, а в душе окна распахнулись… И нечего сравнивать. Один цветочек беленький, другой желтенький – и никто не докажет, какой из них краше… Надо просто быть, цвести, рисовать. И тут очень полезны ваши советы, Марина – возьму на вооружение. Интересны мнения и советы в комментариях – благодарю. А ещё поняла, что лёгкие и свободные рисунки у меня получаются тогда, когда я чуть смещаю фокус внимания: например, ограничивая себя во времени, главным считаю не то, что получается или не получается, а то, чтобы по окончании заданного промежутка времени начать новый рисунок. Ум, видимо, на это переключается

    • Марина Трушникова
      19.04.2018 at 10:02

      Ирина, я не то что предполагаю, я уверена, что ни один интерес не появляется просто так. Ему есть созвучие внутри и задатки. И дать им развитие – наша жизненная задача. Поэтому, я очень рада, что вы сделали для себя это открытие. Дело за малым – позволять себя рисовать, пусть для начала корявенько, но все больше и больше. Результат обязательно будет!

  • mila
    19.04.2018 at 13:38

    На мой взгляд легкость приходит тогда,когда количество переходит в качество.Все то,что Вы перечислили ,каждый день,не по разу,с анализом как и почему, какой техникой,что вам ближе и тд.У меня был опыт, когда я просто рогами уткнулась в эту акварель Ну,думаю,сейчас я со всеми порисую и пойму в чем дело.Рисую,повторяя что делают другие,а почему делают так не понимаю.И рисунки получаются,но не мои….Пришлось признаться,что акварель не для меня и оставить это дело.Где то через полгода открываю курс”цветы в акварели” и ,двести пятидесятый раз начинаю рисовать цветы шиповника и тюльпан…И вдруг до меня доходит,что вся акварель это светлотные растяжки,вкапывание и градуирование! И все! При тех миллионах разных приемов это самое главное! Потому что так образуется ЦВЕТ! Остальное садишься и продумываешь:в каком стиле,какими приемами,на сколько увлажненной бумаге и тд. И об этом мало кто говорит,потому как азы. А попробуйте найдите художника, кто не пользуется этим,нет таких! Гора этих приемов и техник меня просто сбивала с толку! Конечно же это только мой опыт,но для меня это ключ к любой работе.И я зарисовала!!!

  • Ольга Колганова
    19.04.2018 at 15:31

    https://m.facebook.com/segnimossi/
    Посмотрите здесь видео, по-моему, в тему.
    Иллюстрация к мысли, что танец и рисунок это суть одно и то же 🙂

  • marinad
    19.04.2018 at 17:06

    В легкости кривых набросков, сделанных для себя, но выставленных на всеобщее обозрение, я часто вижу пренебрежение к зрителю. И как зрителю, мне обидно. Легкий или лихой, каракули или точная линия – очевидно, это ступени от бездумного чириканья карандашом к азарту мастера.
    И еще есть одна мысль: не всем нужна эта легкость. Автору письма, как мне кажется, по складу характера нужна точность и уверенность -это придет со знаниями и опытом.
    Спасибо за тему к размышлению, Марина!

    • Ilona
      21.04.2018 at 01:40

      О как! На мой взгляд, Марине хватает и точности и уверенности, и знаний и опыта ей не занимать, и спасибо ей огромное, что она делится этим самым опытом и знаниями, а также вдохновляет и подбадривает художников, независимо от их мастерства.

    • marinad
      29.04.2018 at 16:57

      Разумеется, речь здесь шла не о Марине, а о толпе рисующих юных девочек, отрицающих необходимость объема систематических знаний.

  • Юлия
    20.04.2018 at 12:00

    Марина, спасибо тебе за статьи, всегда с удовольствием читаю их и нахожу что-то полезное для себя)

  • Татьяна
    21.04.2018 at 09:24

    Марина моя благодарность за статью! Совсем недавно похожие мысли пришли в голову: Почему? А как ? И что делать? Мне импонирует , что Вы выделили три важных момента проблемы и с каждым из них надо поработать! Посмотрим ,что получиться.Спасибо!

  • Мария
    22.04.2018 at 00:47

    Марина, благодарю Вас за статью и в очередной раз за полезные советы, размышления! Буду перечитывать ещё раз) И спасибо за такой классный вопрос и тому, кто задал его в соц.сетях)
    Что мне помогает добиться лёгкости:
    1) занятия каллиграфией – простые упражнения, рисование линий тушью,
    2) занятия набросками в студии – чем больше опыта, тем легче рисунок,
    3) умение махнуть рукой на ошибки, которые появляются сразу, как только начинаешь рисовать)) сказать себе: “эх, получится, как получится” и принятие решения: “обязательно закончить рисунок”,
    4) многозадачность: на занятиях, я ещё фотографирую процесс, поэтому долго рисовать некогда)
    5) Ещё есть одно классное упражнение, которое я когда-то прочитала в одной книжке: необходимо выбрать натуру – любой предмет или человека, или собственные ноги, например, взять ручку, чтобы нельзя было исправить, и нарисовать выбранную натуру на листе не подглядывая, то есть не глядя на бумагу, на рисунок, в общем, на то, что получается. И так до тех пор, пока рисунок полностью не будет закончен. То есть: смотрим исключительно на натуру и при этом водим ручкой по бумаге, максимально стараясь передать натуру в рисунке. Не подглядывать!))
    Ещё раз благодарю за статью, советы и очень красивые рисунки!!! И всем спасибо за советы! 100 набросков в день – это класс!))

  • Екатерина
    10.05.2018 at 10:40

    Марина, спасибо Вам огромное за эту статью, удивительно.., но всегда как только у меня появляется проблема или вопрос из области рисования, от Вас приходит ценная информация . Спасибо! Вы-добрая волшебница!!! Всех благ

  • Юлия
    20.08.2018 at 15:34

    Благодарю Марина!Очень полезная статья,помогает проанализировать себя и творческий процесс!

  • Юлия
    17.01.2019 at 05:50

    Благодарю! Это и про меня тоже )))

  • Ирина Алексеевна
    20.01.2019 at 10:01

    Мне очень нужны были эти советы, и я их получила.
    Во первых, мне не хватало базовых знаний, я самоучка, во вторых не хватало смелости, видимо от общего состояния неуверенности и сравнения с полотнами художников, которых очень люблю,как только начинаю смотреть альбомы с репродукциями, -любуюсь, а потом резких спад психологический, а теперь это понимаю по другому. Поняла, что на делать, ведь моя цель как раз и есть – рисовать легко, быстро, красиво.Потом ещё вот что, никак не могу остановиться на чём нибудь одном, мне нравится всё и живопись, и графика, и роспись, получается -распыляюсь….

  • Аноним
    29.01.2019 at 02:34

    А мне такие рисунки не нравятся совсем. И зарисовки-наброски у меня ассоциируются с каракулями. Возможно, я чего-то не понимаю, но эта “лёгкость” означает для меня пустоту и бессмысленность – рисовальщик и сам не понимает, что он хочет отобразить. Ну, что можно нарисовать за минуту? Ничего стОящего, так… недоразумение.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ