logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Как развить воображение и наладить творческий процесс, чтобы придумать сюжет картины.

Как развить воображение и наладить творческий процесс, чтобы придумать сюжет картины.

Бывало ли у  вас такое, что хочется что-то нарисовать, и идея уже витает в воздухе, но как воплотить это на листе, не знаешь? Или и того хуже,  нужно что-то нарисовать , а в голове – будто чистый лист, ни одной идеи…  Как же преодолеть этот ступор и наладить творческий процесс, как развить воображение, чтобы просто фонтанировать идеями и образами?

Я знаю и использую четыре способа поиска идеи для картин. Расскажу о трёх из них.

I способ как развить воображение: Начать с главного.

Не бывает так, чтобы, задумав картину, вы не имели идей совсем. Обязательно хоть какой-то образ в голове крутится.

Например, вы знаете, какой персонаж должен быть в картине. Или каким должно быть цветовое решение. Или фон, окружение.

Поэтому первый способ состоит в том, чтобы ухватиться за тот минимум, который есть в голове, и начать его раскручивать.

ВАЖНО! Фишка здесь в том, что вы не должны переживать о композиции картины заранее.

Вы берёте образ, который есть в голове и на него нанизываете всё остальное. А о композиции думаете после того, как оформится идея.

Как это выглядит на практике:

Для маленького эскиза вы берёте большой лист. Это важно! Нужно дать пространство, в котором будет разрастаться идея.

Рисуете главное (то, за что вы зацепились) в центре большого листа.

Затем добавляете окружение. Шаг за шагом. Ваше воображение само начнет подсказывать вам какие-то детали. Так уж оно устроено – потянется цепь ассоциаций и воспоминаний, одна деталь подтащит следующую, та – ещё одну и так далее.

Когда некий образ, пусть не в конкретных деталях, найден – обозначайте границы композиции, отчеркивайте прямоугольник формата. Есть “минус” – такой вариант бывает трудно подогнать под имеющийся формат холста. Но можно нарисовать еще один эскиз на основе полученного в уже заданном формате.

как развить воображение, первый способ

Так происходило в моем случае с этой картиной. Сначала я просто бездумно нарисовала сидящего человечка. Вдруг у него выросли крылья, и он превратился в ангела. “Где может сидеть такой задумчивый ангел? – подумала я. – Наверно, на крыше…” Начала рисовать крышу, дом, вспомнила детство, свой двор, где жила, и понеслось…

Поскольку холст для картины у меня был квадратный, то эскиз я перерисовала, изменив композицию для квадратного формата. При этом, посмотрите, я в поиске идеального расположения не перерисовывала домики, а двигала рамки эскиза.

 

В следующем же способе рамки двигать нельзя. В чём его суть?

II способ: Задать питательную среду для воображения

Бывает, что идеи нет от слова “совсем”.

Вернее, я бы сказала, что эта идея в вас есть, но где-то очень глубоко, в пластах бессознательного. Поэтому у вас есть некое внутреннее томление и желание творить, но вы ни словом, ни образом не можете это проявить.

В этом случае мне помогает следующий способ.

Чертим прямоугольник с пропорциями будущей картины. А лучше сразу несколько. Я рисую либо четыре прямоугольника 6х8 см, либо парочку 10х15.

Начинаем простым карандашом рисовать хоть что-то: чёркать, делить пространство, стирать, исправлять, пристраивать какой-нибудь элемент, играть с тоном.

Это и есть питательная среда для воображения. В какой-то момент ваша фантазия хватается за возникающие пятна и домысливает их.  Пространство вашего формата уже не безжизненно пустое, уже есть за что зацепиться. Вы вдруг начинаете видеть образы, придумывать истории.  В результате ступор пропадает.


Полезная статья: Почему у детей фантазия богаче?


как развить воображение, 2 способ

Что интересно, в этом случае часто рождается серия картин. Ваше подсознание выталкивает на поверхность те образы, которые его будоражили, но не были вами осознаваемы.

Так у меня родились картины серии “белое на белом”.

      

 

III способ: Использование композиционных приёмов

Если уйти от всякой лирики про подсознание и образы, которые в нас есть, то третий способ будет заключаться в планомерном и логичном следовании композиционным приёмам.

У нас есть персонаж. Мы продумываем его характер, образ. Ищем ему место в пространстве листа, исходя из правил композиции.

Идём от схемы, логично расставляя все элементы.

Этот способ я подробно описывала в прошлой статье “Эскиз картины. Вопросы композиции”.

Итак, чтобы придумать сюжет картины, используйте любой способ, который вам ближе.
Кстати, а каким способом создания эскизов чаще всего пользуетесь вы? Может есть свой? Поделитесь в комментариях!

Расскажите об этой статье в соцсетях, люди будут вам благодарны:


А какой же способ №4?

Да, я в начале упомянула, что у меня четыре способа для поиска идеи картины.

Четвертый способ похож на способ №2. Но он более специфичен. Это моя собственная технология, которую я придумала однажды.

Она сложна для объяснения, здесь нужно показывать. Поэтому я в своё время создала курс “Карандашные Фантазии”. Рекомендую его всем, кто хочет нырнуть в бездну своего творческого мышления и воображения и понять, что на самом деле все мы от природы обладаем богатым воображением. Просто зачастую “не умеем его готовить”. Доказано участниками курса. 🙂

32 комментария
  • Елена
    25.01.2018 at 19:18

    Мариночка!
    Большое спасибо тебе за прекрасные идеи!
    Могу поделиться своим способом, который мне помогает, когда писать хочется, но не знаешь, что. Я беру книги и альбомы по живописи, или старые календари, фотографии, любое визуальное изображение, что есть под руками, и начинаю листать, часто совершенно бездумно, просто поворачиваю страницы и жду, когда во мне что-то тренкнет “вот, я такое хочу!”. Это обычно касается идеи и не является прямым копированием. Часто беру другой материал, но образ рождается именно из тех картинок, которые вижу. В моем случае это точно работает.

    • Марина Трушникова
      25.01.2018 at 22:25

      Да, верно. Чужие картины – хороший материал для вдохновения. И часто собственный стиль нужно искать именно в той сфере, в которой работают понравившиеся художники

  • Людмила
    25.01.2018 at 19:23

    Марина,с праздником! Днем всех студентов! Большое спасибо за статью,она актуальна.Всегда слежу за Вашими статьями,но к сожалению эскизов не делаю. Благодарю.

    • Марина Трушникова
      25.01.2018 at 22:26

      Людмила, спасибо. А почему не делаете эскизов?

    • Эльвира
      30.01.2018 at 14:56

      Дааа… тоже не делаю эскизов. иначе не успеваю ничего) А так – всё похоже – идёшь, что-то увидел и думаешь – нарисую, а дальше уже ищешь как рассказать об увиденном) или почувствованном.

  • Наталья К.
    25.01.2018 at 19:26

    Благодарю, Марина! Действительно, такая проблема есть. Статья очень вовремя пришла!

    • Марина Трушникова
      25.01.2018 at 22:26

      Наталья, успехов вам!

  • Катерина
    26.01.2018 at 00:11

    Спасибо за прекрасные материалы в рассылке. Очень многим пользуюсь даже в занятиях с малышами. В прошлом году пробовала с 12-летками что-то подобное 4-ого способа. На примере с деревом. Было очень приятно наблюдать – дети так увлеклись, что не хватило времени для занятия.

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:08

      Они разобрались с понятием негативных пространств даже? Это сложно… молодцы, если так. Вы хорошо их учите!

  • Аноним
    26.01.2018 at 05:23

    Марина, большое спасибо за тему, для меня сейчас очень актуальна. Кроме смайликов ничего в голову не приходит, беру карандаш и одни кружочки да цветочки, а так хочется написать что-то шедевральное). Воспользуюсь Вашими способами.

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:09

      Цветочки тоже могут быть шедевральными… 🙂 🙂

  • Елена
    26.01.2018 at 05:25

    Марина, большое спасибо за тему, для меня сейчас очень актуальна. Кроме смайликов ничего в голову не приходит, беру карандаш и одни кружочки да цветочки, а так хочется написать что-то шедевральное). Воспользуюсь Вашими способами.

  • Татьяна
    26.01.2018 at 10:50

    Марина, большое спасибо за статью и поздравление! Я только подхожу к этому, пока рисовала цветы и натюрморты. Но чувствую внутри желание создать что-то своё, так что Ваши статьи – эта и предидущая – очень вовремя для меня появились. Спасибо огромное – буду пробовать! Вам всего доброго и новых творческих успехов в 2018-м году!

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:10

      Больше веры в себя, Татьяна! Успехов вам!

  • валерия
    26.01.2018 at 12:05

    Марина,прошу записать меня с 6 февраля на курс он-лайн школы.Касьянова Валерия

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:12

      Валерия, напишите в форме контактов ниже, укажите свой емэйл для связи. Спасибо

  • Олег
    26.01.2018 at 12:09

    Интересная тема! Спасибо, Марина, за пищу для размышлений. Эскизы рисую всегда и не один….Поскольку рисую автомобили, то практически не пользуюсь исходником заказчика. Начинаю вспоминать, где и как эта модель “засветилась”, было ли спортивное прошлое, а может хозяин видит только дорожную ракету в нем, или у авто есть прозвище… Так рождались многие мои работы

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:13

      Интересно. Впервые встречаю художника с такой темой. А где можно посмотреть ваши работы?

  • Анна Юрьевна Васильченко
    26.01.2018 at 14:20

    Очень насущно, надо попробовать!

    П.С.
    Есть еще такой способ, как “мозговой штурм”. Он должен работать и в написании картин, я думаю. Суть в том, что за определенный отрезок времени нужно изложить максимум возможных идей ( в данном случае создать максимум набросков предполагаемой картины). Мозг не успевает думать, а рука пишет/рисует словно сама. Большинство из того, что получится вас вряд ли устроит, но пару эскизов точно примете во внимание. С текстами у меня это работает во всяком случае. Буду пробовать с рисунком:)

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:16

      Да, мозговой штурм – хороший способ, если правильно проводится. Я его использую, но в других целях, для картин не пробовала. Здесь несколько иной аспект. Мы же говорим от композиционно-визуальном выражении идеи в эскизах, а не просто о сюжете

  • Мария
    26.01.2018 at 18:27

    Марина! В очередной раз восхищаюсь Вашим талантом подачи информации и щедростью идей! Спасибо за такие полезные приёмы! Второй способ немного похож на правополушарную живопись. По крайней мере у меня она так срабатывает) Благодарю за Ваш полезный труд и множество открытий!

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:19

      Мария, благодарю за ваш тёплый отклик!

  • Беседин Олег
    26.01.2018 at 18:47

    Извините, возможно я не понял чего-то, но уже в самой задаче и заглавии я вижу что-то порочное, что меня настораживает в сегодняшнем образовании и искусстве.

    Тему можно назвать “Не можется, но хочется?” Сказать-показать пока нечего, но надо высказаться-выставиться?
    А зачем? Для славы, для денег?
    Примерно про это же говорил Жванецкий:
    “Писатели жалуются – им не пишется! Нет тем, нет вдохновения. Что делать?
    – Если не пишется – не пишите! Не мучайтесь, бросьте это занятие!”
    Это так же, как озадачиться – как хитро заманить к себе немощному девушку Музу?
    Как? А никак!
    Задумайтесь – а может быть это не ваш путь? Если вам непонятно, куда и зачем идти. Займитесь другим делом. Займитесь тем, что к вам приходит без хитрых стимулов. А когда созреете, оплодотворите мысли и чувства, то не будет такого вопроса – что делать с купленными дорогими красками и как бы их использовать, “что бы такое-этакое нарисовать?”
    Эти советы предлагаются тем, кто беден фантазией, но почему-то тужится быть художником, не имея к тому призвания?
    В таком случае, самый лучший и стандартный рецепт – алкоголь и наркотики! Вот с ними попрёт!
    Так и спились, те кто подсел на посторонние рецепты и стимуляторы. Те, кому не хватало таланта. Либо талантливые, но потерявшие его, искавшие выход к идеалам (идеям) вне своей души.
    Извините, но Вы тоже предлагаете какие-то рецепты? Кому это нужно? Если профессионалу, то он плохой профи и его надо гнать из профессии. Если любителю, то какое удовольствие делать то, что не любишь, но надо тужиться? Ибо это порочная любовь, если не возбуждает без Виагры и посторонних манипуляций, по чужим картинкам.

    Поэтому я отвечу на вопрос словами сатирика – не рисуйте, если нет острого желания и вдохновения, и вы не знаете что рисовать. Отдайте карандаши и краски детям, у них нет с этим проблем.
    И в тему слова С.Дали. Но он обращался к художнику:
    – Художник? Рисуй! ( Вто м смысле – если ты художник, то какие проблемы?)

    Кто вас заставляет мучатся и идти на хитрости? Заказы? Голод и потребность зарабатывать?
    Если “нет идеи” на продажу, то надо зарабатывать честным трудом, за который платят без продажи хилых идеалов и своей души, и божественного призвания.

    Творческий человек – это постоянно беременный человек, который тем и отличается от других, что он уже оплодотворён папой Богом и выношен мамой Природой, и у него созрела естественная потребность произвести на свет собственное произведение.
    И не надо заниматься искусственным оплодотворением в искусстве. Это порочно.

    Но я готов без “лирики” и философий, чисто практически ответить: в искусстве есть либо художники, либо те, кто учится. Ошибка образования – путать эти два типа и этапа. Мне кажется здесь это и произошло.
    С кем мы здесь разговариваем? – С учениками или с художниками?
    Если с учениками, то идеи им должен давать преподаватель. И показывать как их решать. На уровне поиска композиционных вариантов – их нельзя назвать идеями в точном смысле этого слова. Поиск ремесленных решений это не та сверхзадача, которую по определению имеет каждый зрелый художник-автор-личность. Ещё не художник тот, кто не имеет идей; кто ещё не автор, не самодостаточный генератор творческих задач, умеющий их самостоятельно решать.

    Если вы пока духовно не оплодотворены, не чувствуете в себе бремени зародившихся чувств и мыслей, которым вы призваны придать новую форму, то решайте пока конкретные учебные задачи, которые вам должен давать преподаватель. Или ищите их самостоятельно в массе методических заданий и упражнений. Учитесь их поэтапно решать. И попутно познавайте мир и обретайте своё мировоззрение, становитесь личностью, интересным человеком.
    Которому будет что сказать и показать, к тому времени, когда вы научитесь правильно говорить, выражать имеющиеся мысли и чувства. Вершина – это иметь идеи и уметь их визуализировать и материализовать. Но “иметь идеи” и уметь их воплощать – это два разных процесса. Первый – это общая культура и воспитание. Второй – техническое ремесло. И ошибка с помощью ремесленных приёмов “рожать” идеи.
    Тут иная последовательносnь: духовное выше материального.
    Думайте о душе и идеалах и “идеи” появятся, и заставят вас не спать ночами. Но не в поисках “идей для картины”, а как их лучше воплотить.

    • Аноним
      26.01.2018 at 20:09

      согласна.

    • Наталья
      26.01.2018 at 21:18

      вы художник?
      я вот по знакомым знаю что и ц профи иногда бывает ступор, не всегда они “оплодотворены” идеей
      и не бывает такого деления, художник и ученик.
      есть просто люди которые этим хотят заниматься профессионально и есть любители, и все они когда то проходят стадию ученика. Любитель тоже может быть профи в своем любительском”срезе”
      и что значит “идея на продажу” может тогда вспомнить что есть те кто продают то что пишут и есть те, что пишут то, что продают?

    • Ольга
      27.01.2018 at 01:22

      Ваше мнение очень интересно и имеет право на существование, так же как и советы Марины…. Наверно вы правы, что мир ДОЛЖЕН быть идеален и в этом мире должно быть всё на своих местах и в свое время: врачи должны делать только успешные операции или не пытаться делать их вообще; в старости, когда человек уже мудр, опытен, лоялен и терпим (во всяком, случае, так должно быть) ДОЛЖНА приходить «вторая» молодость, и даваться красота и сила (без каких-то там… «манипуляций»); и любовь ДОЛЖНА всю жизнь высекать искры и плескаться половодьем чувств, не пытаясь сохранить отношения при угасании страстей, а тем более в конфликтной ситуации (зачем такие «потуги»?)…..; художники и писатели должны, как вы говорите, ВСЕГДА «ходить «беременными» новыми идеями и писать ТОЛЬКО потрясающие картины и книги, одна краше другой, которые будут нравиться ВСЕМ и при этом ВСЕГДА приносить доход автору….
      Но как мы знаем, мир не идеален, а еще он цикличен, и бывает непредсказуем… И иногда это к счастью… И иногда, следование только «своим» путём, по своему течению, приводит, как это ни странно, в тупик. В определенный момент, человек (и талантливый и не очень) достигает своей планки и дальше уже все его идеи и фантазии однотипны. У него выработался свой стиль, «подчерк». И это здорово! Но это и ТУПИК! Открывая книгу, уже не трудно догадаться – каков будет сюжет, а слушая лекции – предугадываешь «коронную» мысль оратора. Всё развитие остановилось. И жаль что «талант», ослепленный своей Божьей искрой, оглушенный аплодисментами, уже не способен видеть замыленность своих «новых» идей и слышать звук «из пустого в порожнее». А как сказал один умный человек: художник – до тех пор, пока сомневается, что он художник (..или писатель), и ищет себя постоянно, пытаясь узнать: «смогу ли…?». При этом не важно, каков его статус в обществе: преподавателя или ученика. Важно, чтобы преподаватель в душе оставался всю жизнь учеником, человеком ищущим.
      Но ВСЕ изменения (особенно самые лучшие, добрые, вечные) требуют усилий, труда, напряжения, преодоления. Чтобы «поймать волну», поймать тот поток, «оттуда», свыше… Очень редко, когда всё осуществляется легко и сразу, «по-волшебству» посещает Муза. Такое бывает, но только как награда за усилия.
      А усилия могут быть разными. Например, такими, как советует Марина. (Про порочные – алкоголь, наркотики – речи нет, и не нужно их ставить в один ряд с вышеприведенными здесь способами.)
      Или другими. Например: зарисовать быстро и бегло что видишь вокруг; рисовать много; съездить – куда, всю жизнь мечталось; совершить то, чего хотелось и боялось:)); начать рисовать другой рукой; сделать усилие – и понять художника, которого никогда не понимал и может даже сделать копию его картины; изучить новую технику рисунка и живописи, вставать в другое время, простить тех, кого еще не простил, научиться быть ЛОЯЛЬНЕЕ к другим… да мало ли еще чего! Весь этот мозговой штурм поможет и начинающему и «закостенелому-зрелому» художнику и человеку любой другой «нетворческой» профессии, быть свободнее в самовыражении, чего не привьёт преподаватель. «..Если с учениками, то идеи им должен давать преподаватель». Вот и получается, что следуя только «правильным академическим» советам преподавателя, ученик загоняет себя в рамки, убивая в себе творчество….

      ….Возможно даже, что эти упражнения родят не новую картину, а идею, например…. нового кухонного агрегата или дадут ответ на давно мучающий вопрос… Вообщем, дадут новый творческий потенциал, помогут «раскрутить» свою «раковину», в которой прятался, по той или иной причине, человек боящийся или человек самоуверенный…

    • Марина Трушникова
      27.01.2018 at 02:07

      Олег, меня так просто уговорить.. 🙂 Согласна с вашими словами. И прям книга Тишкова вспомнилась о его жизни и творчестве, где действительно – только огонь, только полет фантазии, только успевай фиксировать идеи.
      Спасибо, что не перешли на личности. А то представляю, как легко было бы при желании разбомбить мои эскизы и обвинить меня в непрофессионализме. 🙂 🙂 🙂 А у меня натура тонкая, сомневающаяся… 🙂

  • Alev
    28.01.2018 at 01:49

    Марина! Самое главное, что Вы не просто любите свою работу, а обожаете её.
    Проделывая такую огромную работу – это вызывает только восхищение!
    Лично для меня Вы Мастер своего дела. Спасибо за Ваш труд и всех земных благ!!!

  • Евгения
    28.01.2018 at 17:27

    Ольга, жалко тут лайки ставить нельзя, а то б я Вашему комментарию поставила их три!

  • Людмила
    30.01.2018 at 16:32

    Марина, как всегда, полезная, хорошая статья. Являюсь вашим подписчиком; несмотря на то, что сама профессиональный художник и преподаватель иногда нахожу для себя что-то новенькое. У меня есть еще один способ, похожий на ваш второй. надо взять краски и несколько листов бумаги (не дорогой) и сделать разноцветные нашлёпки,полосы и т. д., а потом из хаоса разноцветных пятен начинает выглядывать неожиданные образы и цветовые сочетания. Иногда я фотографирую свою палитру. Например, пишу натюрморт и вдруг замечаю, что на палитре помимо моей воли возник новый сюжет. Главное вовремя подметить и зафиксировать.
    С Ольгой полностью согласна. Олег достаточно известный состоявшийся художник с давно найденной и определившейся темой эта статья точно не для него.

  • Нина
    16.02.2018 at 01:41

    Видимо Олега кто-то очень сильно обидел, вот он и обозлился на весь белый свет и на тех, кто, как Марина, помогает другим найти и проявить себя. Художники художниками, ученики учениками, но есть еще категория людей, у которых уже нет десятилетий для обучения в художественной школе и институте, нет многих лет практики, которая тоже является учебой, но рука тянется к карандашу и краскам, а знаний не хватает. Так что же тут плохого, если Марина в доступной и легкой форме подсказывает как преодолеть пробел в образовании, как преодолеть свой страх и неверие в себя и начать рисовать, просто рисовать, потому как этого просит душа и сердце. И знания, которые дает Марина, просто бесценны, потому как те, кто хотел, но не умел, начинают делать то, о чем мечтали может быть всю жизнь, обретая уверенность в себе и становясь просто-напросто счастливыми от того, что у них начинает что-то получаться.
    Мариночка, не обращайте внимание на злых и завистливых, Вы делаете доброе и нужное дело.

Написать комментарий