Back to top
голландский натюрморт

Живопись маслом: голландский натюрморт

Не буду повторять теорию – о ней замечательно написано в статье Юрия Алексеева-Алюрпи в теме “живопись маслом”

Покажу учебный голландский натюрморт, который мы писали с начинающими, по стадиям.

Он достаточно простенький по композиции, поэтому на нем легко начинать обучение технике голландского письма.

живопись маслом, натюрморт
Вот исходный натюрморт – фотография фотохудожника. К сожалению, имя автора не сохранилось.

Живопись маслом: стадия 1 – подмалевок

масляная живопись, подмалевок

Задача подмалевка – создать объем предметов натюрморта и задать цвет теней.
Голландские мастера писали свои работы при естественном комнатном освещении, поэтому освещенные части предметов имеют холодный оттенок света от окна, а тени – теплый.

В подмалевке работа ведется прозрачными красками коричневых цветов. В моем случае это – умбра жженая. Она хорошо подходит для красноватого колорита этого натюрморта. В случаях, когда фон натюрморта более светлый, и преобладают охристые цвета, можно использовать умбру натуральную.

Изначально для работы над подмалевком использовались водорастворимые краски: акварель, темпера. Позже начали и подмалевок выполнять маслом. Использование масляных красок делает подмалевок еще более глубоким, лаковым.

Однако такую работу сложно выполнить за один сеанс, чтобы достичь всех нюансов светлоты оттенка. Используя масло, приходится набирать темные участки и тонкие переходы к ним в несколько этапов, давай просохнуть каждому слою.

Естественно, что сейчас не каждый автор может себе позволить такую длительную работу. А современная темпера не столь прозрачна.

Я нашла хороший выход из ситуации. Подмалевок можно выполнять акрилом. Это аналог темперных красок – они прозрачны при нанесении на них лака, быстро сохнут и дают более тонкие нюансы тона.

масляная живопись, мастер-класс

Особенно легко и приятно писать в голландской манере стекло. В подмалевке можно просто прописать фон за стеклянной поверхностью. Само стекло возникнет позже.

В результате работы над подмалевком вы должны видеть версию вашей законченной работы в стиле старого фото – намечен объем и тонкие переходы в тенях. Свет и полутени на предметах могут оставаться не тронуты. Они появятся на следующей стадии.

После просыхания акриловых красок я покрыла слой ретушным лаком. В результате слой приобрел глубину и прозрачность.


Ретушный лак также хорошо связывает слои между собой, поэтому, даже если вы работаете маслом, я рекомендую это делать. Но только ретушным. Остальные лаки здесь применять нельзя.


Живопись маслом: стадия 2 – корпусное письмо

Задача этой стадии – придать корпусности, т.е. непрозрачности и плотности освещенным участкам натюрморта. Также здесь можно набрать объем рельефа изображения, чтобы показать фактуру отдельных поверхностей.

Так, вы можете густо положить краски на поверхности апельсина и “почпокать” поверхность, чтобы она приобрела шершавость, создать рельефный рисунок чеканки на металлических предметах или соткать объемное кружево салфетки.
На моем натюрморте такой рельеф был сделан на ручке ножа.

Стадия корпусного письма различна в разных традициях. Некоторые художники работают здесь только чистыми белилами, а цвет набирают в третьей стадии. Большинство вводит цвет уже во второй.

Я начала с оттенков красного.

техники живописи

Прописываем освещенные части яблок, начиная с яркого блика чистыми белилами, постепенно сводя слой на нет к теневой части. Делаем корректное касание корпусного слоя и тени в подмалевке.

Если предполагается очень тонкая нюансировка (например, тело человека, виноград и пр.), можно растушевать край между белильным цветом и подмалевком пальцем.

яблоки, масляная живопись

Еще раз обращаю внимание, что в тени предметов заходить непрозрачными смесями с белилами уже нельзя! Я лишь оттенила розовым край яблока, в зоне рефлекса.

роза, живопись маслом

Продолжаем работу цветом на остальных объектах натюрморта. Посмотрите как легко возникает стеклянная поверхность стакана поверх фона. Нужно прописать яркие блики и светящиеся грани стекла.

В результате к финалу этой стадии картина выглядит так:

уроки живописи маслом


Полезная информация: Как правильно мыть кисти после живописи маслом?


Живопись маслом: стадия 3 – лессировки

Именно в лессировках достигаются все тонкие нюансы цвета.

Живопись становится лаковой. Мы видим ту характерную особенность голландской манеры письма – цвета как будто проступают из-под глубокой воды.

Лессировки могут выполняться в несколько слоев. С каждым лаковым слоем они будут придавать все больше и больше глубины.

В подмалевках не только уточняется цвет всех объектов, но и придается общая цельность композиции – все второстепенные детали списываются, становятся темнее, отступают на дальний план.

В лессировках участвуют только прозрачные краски: охра, краплак, синяя фц, зеленая фц, виридоновая зеленая, умбры, марс коричневый, сиена; а так же в малых дозах полупрозрачные: лимонная, кадмий желтый, кадмий красный, киноварь, ультрамарин.

Для разведения красок я использовала смесь лаков ретушного и пихтового с льняным маслом в равном соотношении.

лессировки, уроки масляной живописи

На стадии лессировок я прошла по всей поверхности картины, прописывая более тонкие нюансы цвета.

Эта стадия живописи похожа на многослойную живопись в акварели – изменение цвета получается за счет оптического смешения цветов. Нижний слой просвечивает через верхний, и верхний изменяет оттенок нижних.

Вот как теперь выглядит стакан:

живопись натюрморт

Яркие блики пригашены, форма собралась и стала реалистичной.

живопись маслом

Проявились детали на всех предметах. Например, на ноже стал виден узор гравировки. Лессировки попали вглубь канавок рельефа на белилах и создали тени внутри металла, блики же – высокие части рельефа остались светлыми.

На этом картина была завершена. Через год после написания ее можно покрыть слоем лака, чтобы придать большей глубины и теплоты цвета.

Делитесь мастер-классом, если он был вам полезен и интересен!

 

7 комментариев
  • Светлана
    27.09.2014 at 12:28

    Спасибо за отличный МК!!!

  • Главатская Татьяна
    02.10.2014 at 10:00

    Отличный мастер-класс! Спасибо больщое! Обязательно буду пробовать, но, думаю, будет непросто справиться.

  • Наталья
    02.11.2015 at 15:37

    Очень актуально для меня. Все необходимое записала в блокнот.
    Большоеспасиба!!!

  • Эльвира
    26.01.2016 at 12:30

    Спасибо, Марина, за подробное объяснение )) Очень познавательно! записала себе основные нюансы, по возможности обязательно попробую))

  • Татьяна
    18.09.2016 at 15:05

    Спасибо за полезные советы!!!

  • Аноним
    15.04.2017 at 05:23

    Имя автора (вы пишите, оно не сохранилось) Ира Быкова на Фотосайте.

  • Елена
    19.09.2017 at 15:17

    Отличная статья! Спасибо!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ