Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Творческий отчет о пребывании в резиденции для художников Atelier de la Rose, Франция

Творческий отчет о пребывании в резиденции для художников Atelier de la Rose, Франция

Для начала вкратце, что такое резиденция для художников.

Резиденции – это программы пребывания художников в другой стране, где им предоставляется возможность творческой работы. Для этого художник обеспечивается мастерской и полным пансионом – работай в удовольствие!

Atelier de la Rose, Франция

Подробнее о практике резиденций для художников и как туда попасть:


Целью моей поездки во Францию было полностью погрузиться в среду маленькой французской общины и увидеть жизнь этих людей такой, какой видят её они, коренные жители, а не туристы.

акварель, городской пейзаж

“Улочки Монткабриера”, Марина Трушникова

В творческом плане я рассчитывала найти свой новый стиль живописи, совершить некий прорыв, который уведёт меня от привычного стиля письма.

Для работы в резиденции я выбрала  акварель. Отчасти вынужденно.  Это самый мобильный материал и, к тому же, наиболее приемлимый в качестве перевозки в самолете (уже сталкивалась с тем, что масляные краски пытаются вынуть из чемодана как горючие, а пастель все время проверяют на предмет – не патроны ли это? :)

То, что я увидела в маленьком городке Монткабриер, где расположена резиденция, привело меня в бурный восторг.

Я обожаю рисовать узкие европейские улочки, ухоженные каменные домики, которым уже больше пяти сотен лет, яркие цветы, украшающие окна и террасы. Здесь это можно найти в достатке, несмотря на то, что городок очень маленький, в нём всего 20 жителей.

акварели Марины Трушниковой

“Лаванда отцвета”, Марина Трушникова

Первые ощущения захлестывали, и я с головой окунулась в дотошное изучение всего, что видела. Делала зарисовки, писала этюды. Никакой идеи все эти первые работы не имели. Они лишь дали возможность структурировать всё, что вижу и «расписаться», вновь почувствовать акварель.

Так прошло два или три дня. Я отправлялась за несколько метров от резиденции, пристраивалась рядом с одним из домов Монкабриера и начинала писать.

Жизнь вокруг текла своим чередом. Тихая и неспешная жизнь.

Люди занимались своими делами: обедали, ходили в пекарню за хлебом, общались с соседями, стригли газоны и заросли винограда, смотрели телевизор. Иногда по улицам проезжали велосипеды или автомобили с туристами.

Город Монткабриер – это бывшая крепость 14 века, он входит в сообщество исторических городов, поэтому летом французы охотно посещают его. Но не группами, а так, поодиночке. Их присутствие нисколько не нарушает тихую иддилию городка.

город в акварели, Марина Трушникова

“Розовый куст”, Марина Трушникова


Приобрести открытки с акварелями из Монткабриера можно здесь


Сидя возле какого-нибудь дома, я слышала всё, что происходит внутри: неспешные разговоры за обедом, детский смех, песни и шум работы в пекарне. Я с удовольствием отмечала для себя, что ритмическую музыкальность французской речи не нарушают крики или ругань – жители города очень позитивны, спокойны, их жизнь течет размеренно и счастливо.

Так во мне родилась ИДЕЯ – нарисовать все двери Монткабриера. Двери, за которыми течет размеренная жизнь счастливых людей.

Это было хорошим обоснованием моей тщательной манере письма. В своих этюдах я с удовольствием перечисляла те милые детали, которые видели глаза: колокольчик у входа, петушок на крыше, кадки с  яркой геранью и флоксами, каменная кладка стен (её называют французской – только здесь клали камень особым образом, без цемента, а стены, тем не менее, стоят уже  века).

Однако Творец внутри меня был не слишком доволен моими результатами. Он утверждал, что с подобным фиксированием реальности неплохо справляется и фотоаппарат. 

А где же во всем этом я? Где мои чувства? Где собственное видение? Где чистота и свежесть восприятия?

Задача изменения стиля стояла передо мной достаточно остро. Но как только я садилась за очередной этюд, привычная манера письма брала верх. Выхода я  не видела. Я знала, КАКИМ я хочу видеть свой этюд. НО КАК к этому придти?

Я могла сделать такой этюд по фотографии, когда могла вопринимать реальность плоско, завершенно. Но лишь я попадала в реальную среду и начинала писать с натуры, во мне начинали работать старые привычки, старые приемы работы.

Я искала выход. И вот однажды решение было найдено.

Мы рисовали в мастерской. Я переписывала собственные этюды, добиваясь большей акварельной легкости. Результат опять же не радовал. Выйти на пленэр в тот день не удалось – то ли дождь был, то ли неимоверная жара, не помню. Где взять мотив для своих поисков?

творческий отчет, Марина Трубникова

“Образ Сан Сирк Ляпопи”, Марина Трушникова

И вот здесь меня осенило.

Я предложила своей коллеге обменяться этюдами и нарисовать собственную версию того, что видишь на этой картине. Снять с себя ответственность за происходящее и просто лить краску, брызгать, безумствовать.

Когда перед тобой нет пейзажа, который хочется запротоколировать, когда ты видишь уже измененую другим художником реальность, ответственность как-будто снимается!

пятно, акварель, кляксы

“Площадь у пекарни”, Марина Трушникова

Вот уж мы повеселились! Буквально за час у меня родилось три картины. А сам приём письма мы начали использовать и дальше. Он в полной мере выражал ту экспрессию чувств, которые мы испытывали, те яркие краски, которые окружали нас.

Что интересно, на выставке, которую мы устроили уже через 10 дней работы в резиденции, французы отмечали именно эти экспрессивные и, казалось бы, не всегда понятные этюды.

Вот некоторые из них. Остальные можно увидеть на моём сайте www.artmarina.ru в «Сказках Странствий».

город в акварели, Марина Трушникова

“Музей книги”, Марина Трушникова

секрет акварели

“Тенистый уголок”, Марина Трушникова

Франция, городской пейзаж

“Шелест красных листьев”, Марина Трушникова

этюд акварель, Марина Трушникова

“Домик на окраине”, Марина Трушникова


Смотрите ВИДЕО о том, как я писала этюд “Домик на окраине”


Было еще одно направление в моём творчестве:

Рисунок цветными карандашами

Гуляя по саду Салли Гаушерон, хозяйки резиденции, я не могла избавиться от мыслей, что он наводнён прекрасными сказочными существами. Поросшие белым мхом деревья, фонарики и колокольчики, затерянные в их ветвях, ажурные веточки туи, оргомные плоды айвы – всё это было столь нереально и чудесно, что хотелось нарисовать эту сказку.
рисунок цветными карандашами, фонарик

Акварель здесь не годилась. Металический блеск фонариков, приятная шершавость мха, мозаика листьев требовали иного решения. Главное, что хотелось здесь передать – фактуру окружения, свои тактильные ощущения, запахи.
И тогда я взяла тонированную бумагу для пастели и цветные карандаши.

пастель, рисунок цветными карандашами
Шероховатость бумаги перешла в шершавость рисунка, цвет бумаги – во флёр окружения.

Я просто наслаждалась магически возникающими на этом листе линиями. Это как-будто не я рисовала, а само волшебство проникало на лист бумаги и становилось рисунком…

Ещё один творческий проект, родившийся во Франции, был коллективным. Всей нашей дружной компанией мы фиксировали впечатления дня в абстрактных композициях.

Это было такое ежедневное вечернее упражнение. Мы брали маленькие квадратики бумаги и рисовали коллективную работу «впечатления дня», а потом – индивидуальную. В результате каждый из нас накопил 2 комплекта по 18 маленьких картинок, которые в дальнейшем соберутся в одну большую, с мандалой поездки.

Вот четыре картинки одного дня, сделанные коллективно.

Это впечатления от прогулки по Парижу. Частично в них угадываются образы: дороги метро, уличные кафе, Сена с плывущими по ней катерками, башни Нотр-Дама. 

Но главное в таких работах, конечно, цвет, сочетание цветовых форм и линий. Именно они передают эмоции и настроения рисующих. Очень интересно отслеживать, как меняются такие картинки день ото дня.
абстракция, творческий отчет

Вот череда части моих картинок. На них заметно как буря впечатлений от Парижа сменяется тихими буднями провинции:
абстракция, картинки

Работа над этим проектом еще не закончена. Я намерена сделать большую картину, которая будет включать в себя эти осколки впечатлений.

Впрочем, и остальные направления моих творческих поисков, я надеюсь, ждёт развитие. Резиденция для художников даёт великолепную возможность сосредоточиться на своём творчестве, собрать массу материала, вдохновиться на дальнейшие исследования.

Это как глубокий вдох, вбирание в себя,  после которого обязательно должен последовать выдох – отдача вовне.

городской пейзаж, Марина Трушникова

“Отель в Пюлевеке”, Марина Трушникова

Если вам было интересно читать этот материал, поделитесь им с друзьями!


10 комментариев
  • elena
    24.10.2016 at 10:33

    Чудесно

  • Елена
    05.03.2017 at 18:40

    Очень интересно, а подскажите пожалуйста сколько стоит такое путешествие? где можно найти сведения о таких мастерских?

    • Аноним
      06.03.2017 at 06:42

      Да, да, мне тоже это интересно

  • Аноним
    05.03.2017 at 19:22

    Изумительно! Легко и радостно. Солнечно.

  • Татьяна
    06.03.2017 at 17:26

    Замечательный рассказ Марина. Прочла на одном дыхании. Акварели замечательные. Как ни странно, но на меня тоже произвели большее впечатление Ваши экспрессивные акварели. Замечательные рисунки карандашом. Спасибо, что поделились с нами.

  • Людмила
    08.08.2017 at 12:49

    Марина,спасибо за впечатления от поездки.Очень понравились Вши хулиганские акварели-раскрепощение мыслительного процесса. Особенно впечатлили меня работы цветнымикарандашами на пастельной бумаге. Идея интересная и доступная.

  • Юлия Гетман
    08.08.2017 at 21:43

    Боже мой! Как чудесно все, что Вы делаете!!!!

  • Татьяна
    13.08.2017 at 07:57

    Марина! спасибо за интересное сообщение о поездке во Францию. Для меня очень актуально, так как понимаю,что надо перестроиться и работать по новому, но увы не получается. И Вы дали необычные подсказки – буду пробовать! Благодарю.

  • Людмила
    18.05.2019 at 21:16

    Акварели просто замечательные. Я очень люблю Францию. Это удивительная страна: спокойная, вежливая и красивая. Размеренный ритм и безмятежность во всем . Я любила гулять и рассматривать домики, которые были все разные и такие милые, как гномики, из которых складывался град. Там даже воздух особенный.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ