logo

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.
Мы в соц.сетях
Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию  / Эскиз картины. Вопросы композиции: с чего начать рисовать картину и как создать гармоничную композицию.
эскиз картины

Эскиз картины. Вопросы композиции: с чего начать рисовать картину и как создать гармоничную композицию.

Приходилось ли вам создавать эскиз картины? Т.е. не рисовать картину с натуры, а придумывать свой сюжет, свою композицию по воображению?

Было? Тогда вы знаете, что когда мы сочиняем картину, перед нами встают две сложности.

Первая - что нарисовать? как сделать свою мысль понятной зрителю?

Вторая - как создать композицию, в которой всё гармонично? как нарисовать "красивую" картину?

Любой художник, прежде чем писать серьёзную картину, создаёт её эскиз.  В этом эскизе он продумывает сюжет картины, размеры и соотношение объектов, расположение персонажей, освещение, что будет главным, а что - второстепенным, и, что немаловажно, как будет двигаться глаз зрителя по картине. 

Создание картины - это долгий процесс, в котором по времени львиную долю занимает именно эскиз!

Стадии создания картины от поисковых эскизов к готовой акварели

Если вы упускаете эту стадию и сразу пытаетесь нарисовать что-то на большом холсте (листе), то вас, скорее всего, ждет разочарование. Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной, избитой, а то и вообще не гармоничной.

ТЕОРИЯ. КАК СОЗДАТЬ КРАСИВУЮ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ?

Можно ли описать гармонию? Не придуманное ли это понятие? Ведь что одному красиво, другому может быть НЕкрасиво, скучно, пресно, безобразно.

Как измерить гармонию?

История мирового искусства говорит, что это возможно. Существуют определённые законы, правила и принципы, которые позволяют нам создать гармоничное произведение. Они описаны в науке, названной композицией.

Что отвечает за гармонию в картине?

На мой взгляд, это как минимум четыре основных базовых элемента:

1. СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ ВАШЕЙ ИДЕЕ

Это означает, что что бы вы не взяли в картине: образы персонажей, их жесты и мимика, взаимосвязи между ними, тональное и цветовое решение картины, какие-то отдельные детали - всё это должно работать на раскрытие образа, раскрытие идеи картины.

В картине не должно быть ничего случайного, "инородного".

2. БАЛАНС

В картине всё должно находиться в композиционном равновесии.

Если картина асимметрична, то мы должны какими-то элементами восстанавливать баланс, чтобы в целом картина смотрелась уравновешенной и не вызывала внутреннего дисбаланса.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Цвета, которые присутствуют в картине, должны быть созвучны друг с другом и соответствовать идее картины.

4. ЦЕЛЬНОСТЬ

Простым языком понятие цельности картины можно выразить как «ни убавить, ни прибавить...»

В картине не должно быть дробности, второстепенные элементы должны подчиняться главным и работать на общую идею и ясность восприятия.

Пожалуй, это самое сложное для объяснения понятие. Поэтому я расширю его.

Что составляет цельность картины?

Я выделила такие составляющие:

Ритм

Повторение элементов, цветовых пятен, линий, движений. Ритм обязательно должен быть в картине в любом качестве как некое структурирующее начало.

Композиционный центр.

Это фокусная точка, куда взгляд зрителя чаще всего возвращается, и именно в этом месте художник располагает смысловой центр, что непосредственно выражает идею. Очень важно для создания цельности, чтобы композиционный центр доминировал, а все остальные элементы ему подчинялись.

Движение глаз по картине (пластика).

Художник может направить взгляд зрителя, заставить его двигаться по нужной траектории, от одного элемента картины к другому. Эта траектория движения глаза позволяет зрителю воспринимать картину ясно и цельно, "прочитать" её идею.

Обучение композиции - процесс не сиюминутный. Он требует и знания теории, и самостоятельной практики сочинения картин.

Основы композиции мы изучаем в онлайн Школе Изобразительного искусства на протяжении года.  

Передать все эти знания в одном мастер-классе не получится.

Но я попытаюсь объяснить вам самые основы композиции и набросать схему ваших действий при создании эскиза картины.

И давайте сразу совместим теорию с практикой! Так будет понятнее.


школа Марины Трушниковой


ПРАКТИКА. СОЧИНяем КАРТИНу по шагам.

Чтобы разобраться в вопросах композиции, давайте пройдет весь путь вместе.

Я буду рассказывать вам о композиционных приёмах, а вы будете создавать картину, выбирая тот или иной способ.

Сочинять картину мы будем на примере... снеговика.

эскиз картины

Это достаточно простой образ, но в то же время он человекообразный и может выражать эмоции. Это даст возможность сделать вашу картину интересной и одновременно не сложной в исполнении.

Возьмите карандаш и несколько листов бумаги. Начнём!

Шаг 1. ИДЕЯ

Прежде чем рисовать эскиз, следует задуматься о том, какова идея картины.

О чем она?  Что будет изображено на картине?

В нашем случае для картинки со снеговиком я предлагаю вам составить список всего того, что может делать ваш снеговик, например, дарить подарки, рисовать, дирижировать, лежать, падать, скользить... 

Не пытайтесь продумывать композицию и вспоминать конкретные картинки, просто "набросайте" десяток глаголов действия.

Остановите свой выбор на том варианте, который более откликается или же сделайте выбор вслепую!

эскиз картины

Поиски идеи картины в эскизе Светланы Ланских

Готово? Выбрали?

Тогда идём дальше!

Шаг 2. ВЫБОР ФОРМАТА

У каждого формата есть свои особенности. Выбирая формат для своей картины, задумайтесь, какой из них лучше передает вашу идею?

эскиз картины_ формат
эскиз картины формат
эскиз картины_формат
  • Горизонтальный формат отображает движение вширь. Он хорош для изображения пейзажей с полями и лесами, объектов более протяжённых в длину, чем в высоту.

  • Вертикальный формат показывает нам высокое, подчёркивает движение вверх. И если горизонтальный показывает нам нечто материальное, то вертикальный намекает на возвышенное и духовное.

  • Квадратный формат. В нём пропорции равны, он замкнут сам на себя, никуда не спешит, не торопится или неподвижен. Выражает ощущение стабильности, уюта, покоя.

Продумайте, какой из этих форматов лучше передаст действие, которое вы определили глаголом в шаге 1.

Отделите этот формат на листе небольшим прямоугольничком размером около 10 см по одной стороне. Это удобный компактный вариант размера для эскиза.

В дальнейшем я бы порекомендовала вам не останавливаться на одном виде формата, а сделать несколько эскизов, опробовав свою композицию в разных.

эскиз картины

Эскизы Галины Селивоненко

Шаг 3. РАЗМЕР ПЕРСОНАЖА В КАРТИНЕ

Теперь задумаемся о размере изображения в заданном формате. 

Какие здесь варианты?

  • Малый размер
эскиз картины размер персонажа

Маленький объект и много фона.

Хорош, когда важно показать не сам объект, а движение в картине, то, что там проис-ходит, весь рассказ. В этом случае мы не можем подробно рассмотреть персонаж, и детальная прорисовка образа не важна, но важны поза, силуэт и цвет. Очень важен фон.

  • Равнозначный с фоном
эскиз картины размер персонажа
  • Укрупнение, обрез
эскиз картины размер персонажа

Одинаковые по массе изображения объекта и фона.

В этом случае фона меньше, больше внима-ния уделяется персонажу и, соответственно, мы больше его прорабатываем. Здесь упор будет на позу, пропорции фигуры, элементы одежды.

Очень сильно укрупняем персонажа, фон минимален.

Фактически мы обрезаем персонажа, и это должно быть чем-то обусловлено. Тут важны эмоции, мелкие детали, а фон совсем неважен, его можно задать абстрактными цветовыми пятнами.

Подумайте, какой вариант лучше подойдет для раскрытия идеи вашей истории?

эскиз картины

Эскизы Надежды Кораблевой



новогодний мастер класс, снеговик, акварель


Шаг 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

Персонажа вы можете расположить в разных частях картины. При этом восприниматься персонаж и сама картина уже будут по-разному.

Расположение в центре. 

Самое элементарное и логическое - расположение в центре.

Наш взгляд сразу попадает в центр картины. Мы видим персонажа и ни на что не отвлекаемся.

эскиз картины_центр
эскиз картины

На краю формата. Если мы ставим объект на край формата, то он сразу вываливается из нашего внимания, если в центре есть другой объект. Однако, если в центре пусто, а сам персонаж близок к раме, то это очень сильное положение, он буквально притягивает к себе внимание, потому что эти края стремятся войти в реальность, соприкасаются с ней.

Такой вариант хорош для стенгазет, но в целом такое положение следует избегать, его сложно уравновесить.

Квадранты. Запомните!

Правый нижний угол весит больше, чем левый верхний. Мы должны больше нагружать левую сторону, чтобы создать равновесную картину. В левую часть мы ставим более тяжёлые объекты и двигаем их больше к верхней части, которая для нас более лёгкая.

эскиз картины баланс
эскиз картины золотое сечение

Золотое сечение. 

Ещё один выигрышный вариант – расположение объекта на линии золотого сечения. Персонаж на линии золотого сечения воспринимается нами как главный, он гармоничен и уместен.

Помните о балансе в асимметрии! Смещая объект от центра, думайте, как его уравновесить.

Эскизы Антонины Нужных

Прежде, чем вы разместите своего снеговика, подумайте ещё вот о чём:

Подсказка! ПРИЕМ, КАК ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ 

эскиз картины движение
эскиз картины диагональ
  • Диагональ. Любая диагональ в картине уже задаёт движение.
  • check
    Если диагональ идёт из левого верхнего угла в правый нижний, то у вас возникает ощущение, что это движение с горы вниз, по аналогии с движением глаза.
  • check
    Если же диагональ идёт из левого нижнего в правый верхний угол, то получается движение вверх, наш снеговик уже не едет, а идёт в гору.
эскиз картины движение
  • Линии

Линии в целом задают движение. Если их несколько, даже горизонтальных, то будет возникать ощущение движения. Это могут быть не только линии, а объект или элементы, имеющие протяжённость и наш взгляд будет устремляться по движению этих форм.

  • Сгущение-разряжение элементов. 

    Элементы могут выстраиваться в формы, сгущаясь или разряжаясь, тем самым показывая движение.

  • Эффект мультипликации. 

    Когда одинаковые объекты находятся в разных позах и на разных расстояниях друг от друга тоже возникает эффект движения.

А вот теперь, когда вы определились с расположением персонажа, можно смело рисовать снеговика, добавлять детали, фон.

Рекомендую не останавливаться на одном эскизе и сделать ещё несколько вариантов размещения персонажа в листе, его размера и движения.

Помните, что первый эскиз, чаще всего, получается очень банальным и стереотипным. Чем больше вы будете спрашивать себя "а как это можно сделать по-другому?", "а как это может быть выразительнее?", тем интереснее может получиться композиция.

Итак, мы сделали первые шаги в искусстве композиции.  

Буду рада, если вы задумаетесь над вопросами создания эскиза картины и будете больше экспериментировать с вариантами композиции. Изучайте законы, правила и приёмы композиции - это поможет вам создавать ваши собственные  уникальные картины!

Больше информации по композиции:

Поделитесь этим мастер-классом в соцсетях, сохраните ссылку на будущее:

Как научиться рисовать? Школа рисования онлайн поможет!
Вы начали рисовать во взрослом возрасте и не уверены в своих способностях? Чувствуете, что Вам не хватает основных знаний, базы[...]
26 комментариев
  • Людмила
    18.01.2018 at 16:38

    Марина,поздравляю с Днем снеговика и Новым годом! В этом году уже,по моему, 3 интересная статья.Эта статья очень полезная! Вы щедрый человек и умный,опытный педагог! Буду применять все о чем пишете.Спасибо большое! Счастливого ,плодотворного Нового года!Если захотите загляните в мой магазин на ЯрМаст S lubovyu.Буду благодарна Вам. Людмила.

  • Наталья К.
    18.01.2018 at 18:07

    Марина, большое спасибо за интересный урок! Очень полезная информация! Хорошего и доброго года! Наталья.

  • Лариса
    18.01.2018 at 18:35

    Вот спасибочки большое! Как раз искала этот материал, и вот как по волшебству… :-)) Бесценный урок, больше нигде такого не найти. Спасибо!

  • Людмила
    18.01.2018 at 18:38

    Еще раз,с уважением Людмила.Я нигде не училась рисованию,но мне повезло встреть Вас на сайте около 2 лет назад. Всегда хотелось сказать Вам теплые слова за Вашу щерость и профессионализм.Я принимала участие в Вашем курсе ключи рисунка. Извините,что я предложила Вам зайти ко мне в магазин.Очень хотелось узнать Ваше мнение.Еще раз благодарю. Людмила.

  • Валентина
    18.01.2018 at 18:41

    Марина, спасибо! Как всегда очень интересно и познавательно!

  • Аноним
    18.01.2018 at 22:19

    Спасибо за статью, Марина! Вам всегда удаётся так доходчиво, интересно, полно и нескучно преподнести материал, что тут же хочется взяться и попробовать!
    Новых Вам успехов в Новом году и хороших учеников!)))

  • Дарина
    18.01.2018 at 23:28

    Благодарю, Марина!!
    Прекрасный урок, доступный, понятный и очень улыбчивый.. Все подарки на НГ разрисовывала снеговиками, а теперь для себя открою новый альбом и уже с пониманием заполню его новыми снеговиками по уроку..
    Уюта и тепла, Вам, на весь этот год!!

  • Аноним
    18.01.2018 at 23:53

    Отличная статья. Большое спасибо, Марина.

  • Джамиля
    19.01.2018 at 01:46

    Здравствуйт Марина, вы действительно щедрая, это правильно подмечено. Я учусь рисованию примерно год, и когда появляются среди моих знакомых научиться рисовать я им даю данные школа Марина Трушникова и всегда, каждому говорю , что щедро, нуу прям вот от души!!!))) большое Вам спасибо! Мира Вам и радости. К сожалению я никак ни могу получить Ваши журналы, мне очень жаль, может поможете решить этот вопрос?)?)

    • Марина Трушникова
      20.01.2018 at 12:49

      Джамиля, спасибо за ваш отклик и душевность. А в чем проблемы с получением журнала? Напишите через форму контактов внизу сайта, укажите емэйл, моя помощница посмотрит, в чем проблема и решит вопрос

  • Марина! Спасибо за очередной урок и статью.

  • Елена Самсонова-Северин
    19.01.2018 at 03:46

    Марина, присоединяюсь к словам благодарности предыдущих ораторов. С удовольствием читаю ваши статьи, принимала участие в марафоне на перспективу – поистине бесценные знания и щедрость вашей души, окупятся сторицей. Но в этой статье заметила одну ошибку, скорее просто не та вставка к картинке. Речь идет о снеговике на горке. “Прием как передать движение в картине.” При движении вверх и вниз снеговика, одна и та же надпись. Поправьте пожалуйста, чтобы ненароком не ввести в ступор неопытных художников.((( Премного благодарна за ваши труды!

    • Светлана
      19.01.2018 at 19:54

      Елена! Читайте внимательно: надписи разные!

  • Марина
    19.01.2018 at 10:45

    Спасибо за щедрость делиться знаниями! Здоровья Вам и успешности!

  • Анна Юрьевна Васильченко
    19.01.2018 at 13:35

    Как всегда много нужной и полезной информации. Большое спасибо)

  • Людмила
    19.01.2018 at 20:11

    Марина,много раз хотела написать Вам добрые слова,рада,что представился случай.Я попросила посмотреть мои работы на сайте Ярмарка Мастеров мой магазин S lubovyu.Вы очень умный педагог.Людмила.

  • Мария
    19.01.2018 at 20:29

    Марина, благодарю! С Днём снеговика! И спасибо за снеговика!) Статья, как всегда, замечательная, полезная! Всё понятно, детально, по полочкам и по рисуночкам! Очень актуально! Буду изучать и пробовать!

  • Татьяна Колпакова
    19.01.2018 at 23:16

    Дорогая Марина! Умеете же вы будоражить мои мозги! Кажется не один раз в ваших материалах я уже читала, видела, слышала и даже вживую на занятиях была, но вот новый материал о том же и начинаешь думать, представлять, вспоминать, анализировать…Вы потрясающий учитель для непрофессионалов без амбиций! ( это я про себя) Спасибо! Удачных пленэров в новом году!

  • добровольская светлана
    20.01.2018 at 01:03

    Здравствуйте Марина! Очень рада вновь прочитать ваше письмо! За время нашего знакомства Вы предоставили мне очень много интересного материала , своих разработок! Но и не только это! Мне очень приятно было общаться с вами как с человеком творческим, ищущим, созидательным! Очень хорошо что вы распространяете свои методики. Спасибо что уделяли мне свое время и всячески поддерживали меня в трудные минуты! Постараюсь все чему научилась правильно использовать и двигаться в нужном русле. Еще раз благодарю и надеюсь, что наше знакомство на этом не закончится!

  • Елена
    20.01.2018 at 14:51

    Спасибо Мариночка! Потрясающий урок! Но вначале вдохновилась вашим снеговичком, уж больно он задорный! Проблемой стало снятие маски со снеговичка- маска снимала верхний слой бумаги, почему? ИзготовительИталия MAIMERI

  • Татьяна
    22.01.2018 at 11:16

    Отличная статья, кратко и четко. Я начинающий, поэтому дымные тексты читать трудно. Благодарю!

Написать комментарий