Back to top
Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Полезные статьи по рисованию  / Акварель в тюбиках. Для чего она нужна, и как ей пользоваться.

Акварель в тюбиках. Для чего она нужна, и как ей пользоваться.

В последние дни уходящего года завод "Невская палитра" порадовал акварелистов долгожданной новостью - они начали, наконец-то, производить акварель в тюбиках!

Вернее, акварельные краски в тюбиках у них были и раньше, но продавались они только набором из 12 цветов. А сейчас краски можно купить отдельными тубами. И количество цветов значительно расширено!

невская палитра

У тех, кто только начинает рисовать акварелью, возникает резонный вопрос - а чего все так радуются, для чего нужна акварель в тюбиках?

Преимущество акварельных красок в тюбиках

По качеству акварель в тюбиках не отличается от акварельных красок в кюветах.

Это одна и та же краска, но разлитая в разные емкости.  Отличие состоит в том, что акварельные краски в кюветах подсохшие, а в тюбиках более мягкие. 

Акварельные краски в тубах очень удобны! И использовать их можно по-разному.

Давайте на примерах рассмотрим, для чего нужна акварель в тюбиках.

Акварельные краски в тюбиках:
4 способа использования

1) Заполнение использованных кюветок с акварелью

Даже если вы предпочитаете рисовать акварелью из кювет, то однажды сталкиваетесь с тем, что 2-3 цвета в вашем наборе заканчиваются.

Не покупать же теперь новый набор красок? Если ваши краски продаются в отдельных кюветах, то можно просто поменять старую кювету на новую, полную.

Если же акварельные краски находятся в стационарных ячейках,  то на помощь вам придёт краска в тюбиках!

Краски в тюбиках имеют густую пастообразную структуру, они экономичны, их удобно выдавливать для заполнения кюветок (1-ого тюбика хватает для наполнения 3-ех кюветок). 

После того, как заполните кювету краской, оставьте содержимое коробки на ночь, чтобы акварель "схватилась" и не текла.

Кстати, этот способ хорош, если вы хотите дополнить привычный набор отдельными цветами другого производителя.

2) Создание своей красочной палитры

Если вы уже отказались от стандартного набора цветов и предпочитаете ограничить свою палитру любимыми цветами акварельных красок, то тюбики вам в помощь!

Сейчас продаются специальные закрывающиеся палитры с ячейками. Вы можете выдавить в них только те цвета, которые вам нужны.

Это удобно ещё тем, что вам не нужно будет иметь отдельно палитру, отдельно набор красок. Получится "два в одном".

акварель в тюбиках палитра художника Ла Фе

Вот, например, палитра художника La Fe. В ней большая палитра красных цветов, поскольку он обычно рисует розы. О его технике у меня есть отдельная статья. Смотрите ниже.

А вот палитра Альваро Кастаньета. Как видите, он использует гораздо меньше цветов.

акварель в тюбиках художник Альваро Кастаньет

Подобный вариант палитры с красками из тюбиков я использую для пленэра. Это гораздо легче и удобнее, чем брать тяжёлый набор красок.

При этом я беру те цвета, которые, скорее всего, буду использовать для той или иной натуры. 

3) Нанесение акварельных красок непосредственно на палитру

Как только вы начнете рисовать акварелью на больших форматах, как только начнёте делать заливки больших участков работы, то сразу же поймёте, насколько удобны краски в тюбиках!

Ведь набрать большое количество краски из кюветы, взять его насыщенным - не так уж просто. Приходится то и дело нырять в ванночку, выбирая ее до дна. При этом, как бы вы не старались, акварель всё равно остаётся в уголках ячейки, не поддаваясь кисти.

Гораздо удобнее набирать большое количество краски, выдавив акварель непосредственно на палитру.

Да и вообще, работать свежей, густой, имеющей консистенцию меда акварелью - это одно удовольствие!

Ради этого художники придумали еще один способ работы акварелью:

4) Предварительная заготовка красочного раствора

Краски в тюбиках можно заготавливать в жидком состоянии в отдельных закрывающихся ёмкостях (баночки для детской гуаши, формочки для льда).

Это, например, набор красок Александра Воцмуша.

Он, во-первых, часто пишет очень большие акварели с заливками, а во-вторых, просто любит взять краску густо, гуашево, чтобы смачно шлепнуть её на влажный лист и использовать эффект её растекания.

Такой же вариант использования акварельной краски в тюбиках я увидела у Мигеля Линареса.

акварельные краски в тюбиках

Что в данном случае важно?

Выдавив акварель в ёмкость, её слегка разводят водой до состояния сметаны. Затем нужно следить, чтобы акварель не засыхала. Ёмкость должна быть герметичной, периодически следует добавлять воды и перемешивать краску.

Ещё один вариант подготовки раствора краски я увидела у Марии Кискиньеми.

техника акварели мастеров мария коскиньеми

Её техника заключается в том, чтобы развести краску водой до нужного состояния и цвета, а затем лить её на влажный лист, позволяя акварели создавать красивые ровные заливки.

Мария выдавливает краску из тюбика в стаканчик, разводит её водой до определенного оттенка и сразу использует.

КАКИЕ АКВАРЕЛЬНЫЕ краски в ТЮБИКАХ ВЫБРАТЬ?

Акварельные краски в тюбиках выпускают многие производители.

В России их два:

- Завод "Невская палитра", Санкт-Петербург - набор "Белые ночи" и, теперь, отдельные краски в тюбиках
- Завод "Гамма", Москва - набор "Студия"

невская палитра

Импортных производителей, конечно, больше. Приведу названия лишь нескольких фирм, наиболее популярных у современных художников:

- Winsor&Newton (Англия): Cotman (любительская линейка) Professional Watercolor (профессиональная серия)

- Royal&Talents (Нидерланды): Van Gogh (любительская) и Rembrandt (профессиональная), Art Creation (любительская)

- Daler&Rowney (Англия)

- Pebeo (любительская) и Selennier (профессиональная) (Франция)

- Schminke (Германия)

- Holbein (Япония)

- Daniel Smith (США)

- Mission фирмы Mijello (Корея)

краски в тюбиках

Как вы заметили, импортные производители выделяют любительскую и профессиональную серию. Между собой серии отличаются ассортиментом цветов и качеством используемых пигментов, что отражается на их стоимости. 

Поэтому, какую акварель, какую фирму выбирать - зависит от вашего кошелька и места проживания.

А вот какие цвета выбрать, зависит от того, какие сюжеты вы чаще всего рисуете и насколько трепетно относитесь к результату. У разных пигментов и производителей будут использованы более или менее светостойкие краски. Соответственно, если вы используете дешёвые не светостойкие краски, то должны понимать, что через несколько лет ваша акварель будет выглядеть иначе, часть пигментов выцветет или поменяет оттенок.

Как я выбрала свой минимальный набор красок, чем руководствовалась, смотрите в статье слева. Однако сейчас мой минимальный набор изменился, читайте о нем в посте Инстаграма (справа):

Итак, чтобы выбрать собственную палитру цветов, вам придется руководствоваться маркировкой на красках и практическим опытом. Пока сами не "пощупаете" краску, её цвет, не поймёте, насколько она ваша.

Понятно, что импортные краски для таких проб достаточно дороги. Поэтому на помощь могут придти "дот карты" (dot card).

Это "пробники" акварели - бумажные листочки с каплей краски. Использовать их просто: смачиваете кисть, набираете на неё краску с этой капли и выкрашиваете.

Такие дот карты раздаются бесплатно или продаются недорого.


Что означают надписи на тюбиках - маркировка красок

Небольшой ликбез, как читать маркировку на тюбиках.

У каждого цвета и оттенка есть своё название, цифровой код (присваивается производителем), показатель светостойкости, укрывистости (прозрачности) и колор-индекс.

маркировка красок

Светостойкость - один из самых важных параметров для краски

Светостойкость обозначается на этикетках звездочками (у некоторых производителей плюсами, кружочками и другими знаками). Чем больше звездочек - тем выше светостойкость.

Укрывистость или прозрачность – это способность краски перекрывать собой более ранние слои краски. По укрывистости краски делятся на виды:
- укрывистые
- полупрозрачные
- прозрачные

Принято считать, что для акварели нужны только максимально прозрачные краски, чтобы не замутнять чистоту цвета. Однако, многие современные художники используют краски укрывистые и даже белильные.

Колор-индекс необходим художнику для упрощения процесса подбора красок. 

Буквенные код обозначает группу пигментов в составе краски, а цифра – координаты цветового круга CIELAB.

По колор-индексу можно понять, какое количество пигментов использовалось в краске. Однопигментные краски предпочтительны, поскольку в смесях дают более чистые цвета.

Также по колор-индексу можно понять идентичность или разницу краски у разных производителей, поскольку данная маркировка принята во всем мире.

Зачем нужны все эти тонкости, читайте, опять же, в моей статье 


Полезные лайфхаки при использовании краски в тюбиках

  • Выдавливая краску из тюбика, нажимайте не на центр тубы, а на ее завернутый конец. 
  • Если при открывании краски из тюбика начинает течь прозрачное связующее, значит краска частично расслоилась. Используйте зубочистку или иглу, чтобы перемешать краску в тюбике, не выдавливая.
  • Чтобы краска не расслаивалась и не подсыхала, выдавив краску, остановите её так, чтобы при закрывании крышкой не образовывалось пустое пространство (воздух) между крышкой и краской.
  • Если же краска, наоборот, сильно выходит из тюбика после выдавливания, поставьте тюбик вертикально и слегка постучите донышком о стол. Краска втянется в тюбик.
  • Чтобы выдавить остатки краски из тюбика, используйте линейку. Продавите тюбик от конца к горлышку линейкой. 

Итак, надеюсь, я в полной мере раскрыла для вас вопрос акварельных красок в тюбиках. Если что-то упустила - спрашивайте в комментариях!

Если статья была вам полезна, делитесь ею в соцсетях! Спасибо!



22 комментария
  • Наталья
    12.01.2018 at 20:29

    Марина,
    спасибо большое за чудесную новость! Живу в Австрии, но акварель покупаю нашу, ленинградскую. Привыкла, знаю, что получится.
    Так же спасибо за полезную информацию.
    Всего доброго, успехов.
    Наталья.

  • Надежда
    12.01.2018 at 22:16

    Марина, здравствуйте! У Вас замечательные, познавательные статьи! Скажите, пожалуйста, а по колор-индексу как определить, что краска однопигментная? Нужно смотреть на количество букв и цифр, образующих индекс, и чем меньше – тем лучше? Спасибо Вам за полезную информацию!

  • Елена
    13.01.2018 at 09:49

    Добрый день, Марина!
    Для начинающих работать с акварелью Ваша статья очень полезна. Я уже задумывалась о приобретении акварели в тюбиках, теперь точно буду искать “свой” спектр.
    Большое спасибо за Ваше умение донести в понятной форме необходимую и полезную информацию для начинающих.
    С уважением, Елена

  • Дюдмила
    13.01.2018 at 11:47

    Марина, спасибо за полезную информацию. Здорово, что Вы делитесь своими знаниями. Это помогает ориентироваться начинающим акварелистам.

  • Надежда
    14.01.2018 at 14:30

    Марина, спасибо за исчерпывающий ответ!

  • Елена
    15.01.2018 at 09:28

    Марина! Как всегда прекрасное и четкое изложение темы! Очень полезно и интересно!! У все аремя не могла понять, как правильно хранить краски, которые выдавливала из тюбика на палитру. Теперь бол ьше ясности. Спасибо!

  • Валентина Клименко
    16.01.2018 at 09:26

    Марина, благодарю за полезную информацию. Очень полезно и интересно!СПАСИБО!!!

  • Goulnar Bek-Mukhamed
    09.10.2018 at 09:48

    Марина, мне очень статья понравилась, для меня самое то, что нужно, спасибо большое! Полезно, потому что уже не просто так читаю, а вижу и понимаю и есть свои какие то фоновые знания (в немалой степени благодаря твоим курсам и статьям!), на которые могу опираться! Так получилось, что впервые акварель я стала осваивать на живом курсе с местной художницей в Англии, а она только тюбики использует. Потом с русскими онлайн курсами стала много пользоваться кюветками и давить туда из тюбиков. Даже Невскую Палитру купила, набор кюветок 36 цветов, у нас её стали здесь с интернета продавать в SAA, это такой клуб для художников, там и профессионалы, и любители, и магазин хороший – много чего. Только у них намного дороже, чем в Джексоне, хотя они для членов клуба делают скидки. Но я не об этом!
    Для меня твоя школа и мастерская очень важны, у тебя очень доскональная подача, иногда даже до слез тяжело, сколько заданий и все так вкусно, сил нет отказаться даже на время!!! Даже с таблетками от жадности 🙂 и рамками бюджета 🙂
    Так много перекликается вдруг – например, про Алваро Кастаньета сначала узнала из твоей статьи, когда ты сходила на его мастер класс и с нами поделилась, потом он упоминался в твоих платных онлайн курсах, которые я посещала, потом я вдруг попала на его онлайн вебинар бесплатный для членов SAA, он очень прикольный мужик, шутки-прибаутки и какой то лихой размах, а теперь ты его палитру показала. Это тоже учеба от тебя исподволь – не просто так на мастер классе задыхаться от эмоций – а смотреть осознанно и УЧИТЬСЯ вбирать опыт! Не бояться пробовать!
    Не бояться ломать стереотипы. Вообще не бояться!
    Причём многое, о чем ты говорила раньше – я тебя все время читаю, столько курсов твоих уже прошла, каждый раз набирается знание и потом возвращается в новом качестве! Пример: на каком то из самых первых курсов ты давала задание – играть с домашними или кем то близким по духу в называние красок – а для меня тогда краски и их оттенки были совсем как китайская грамота, церулеум от кобальта отличить не могла и вообще мало что соображала – прошёл год, и это даже не игра, а какая то внутренняя потребность – смотреть на что угодно и определять для себя названия, думать с точки зрения акварели – какой фон заливается первым, а что потом, где закрыть резерважем, и много чего! Это все благодаря тебе, Марина! Из за того, что ты многим делишься, отдаёшь нам свои знания и как бы даёшь толчок идти дальше и развиваться. Вот за это спасибо! Я никогда не стану профессионалом, хотя бы в силу жизненных обстоятельст типа возраста и прочего бремени – но лично для меня, в моей маленькой Вселенной, ты помогаешь мне строить мир, в котором находит своё место моя душа. Звучит пафосно и эмоционально, но это именно так, я только немного попыталась выразить, что означает для меня приходить в твою школу, дружить с твоими ученицами, сейчас ходить в твою школу мастеров! И все накапливается – марафон домиков, ленивые скетчеры, акварельные цветы, я смотрю на свои старые работы и вижу, как и куда идти дальше, вот не передать одним словом и многими словами.
    Конечно, было бы однобоко смотреть на мир живописи только твоими глазами – но ещё спасибо и за то, что ты строишь свои публикации и свои курсы именно так, что впускаешь огромный мир.
    Про тюбики – тоже очень полезные практические советы! У меня не очень сильные руки, если краска застыла, открутить тюбик ужасно сложно! Видела, как его просто бросают в стакан с водой. А что посоветуешь ты?
    Я теперь протираю резьбу. Иногда помогает. После полётов на самолётах, когда берёшь тюбики, тоже проблемы бывают из за давления.
    Про точки не знала, что они с краской, думала просто таблицы – теперь не буду от них отказываться!
    Про заливки знала, но я в большом формате акварели не делала, больше чем А3.
    Прямо из тюбика – двух тюбиков сразу – давила на бумагу и на ней перемешивала, интересно было
    Моя местная тьюторша сейчас много экспериментирует – крем для бритья, домашние чистящие средства разные, не говоря уже о соли и кофейной гуще и тряпочках. А как ты относишься к такому? Это баловство? Любопытство? Блажь?
    Прости, что много тут всего наверещала – очень люблю твои статьи и очень благодарна! Просто хотелось чуть рассказать, почему именно спасибо 🙂
    Гуля GBM

  • Елена
    17.11.2018 at 21:25

    Марина, здравствуйте, у меня акварель в тюбиках art creation. Только вот почему-то ни на коробке, ни на тюбиках нет никаких технических данных краски. Хотела посмотреть световстойчивость, не нашла ни звоздочек, ни плюсиков 🙂
    Почему так? Краска ведь не дешевая. На всех красках должны быть эти данные?

  • Лада
    27.04.2019 at 06:49

    Марина, скажите, пожалуйста, а если акварель из тюбиков оказалась чрезвычайно вонюча и при заливке в кювету через несколько суток потрескалась так, что начала вываливаться кусками – это, наверное, и не акварель вовсе?

  • Гуля (Goulnara Bek-Mukhamed)
    06.11.2019 at 11:04

    Марина, я уже оставляла подробный комментарий несколько месяцев назад, перечитала его – мысли те же и сейчас, всеми твоими советами пользуюсь, причём они до меня доходят постепенно, видимо, по мере конкретной надобности.
    Сейчас у меня несколько другой ракурс – подбор бумаги, нахождение нужной густоты для wet washes (с этим точно сейчас проблема, так же как и с набором нужного количества разведённой краски с водой). Я кюветки ношу на занятия или пленэры, но хочу сейчас приучить брать тюбики и именно свою палитру. Спасибо, что ты посвятила статьи палитрам разных мастеров, я себе папочку завела и стараюсь перечитывать регулярно.
    Все эти статьи – толчок к дальнейшей работе, за это отдельная благодарность тебе!

  • Наталья
    15.06.2021 at 11:07

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, если у меня в разных кюветах осталось два одинаковых цвета акварели, можно ли каким-то образом соединить их в один кювет. Заранее спасибо.

  • Аноним
    16.12.2021 at 13:43

    Вообще статья хорошая, мне помогла так как я начинаюший художник. За ошибки простите я же все таки 4 класс

    • Аноним
      16.12.2021 at 13:45

      Ой а имя свое оставить забыляя… короче я Алиса из 4 класса.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ